Collected Works, Volume 5

3) Все люди, живущие по лицу всей земли, идут к вечности и, окончив путь жизни этой, вселяются в вечность, но одни только благо­честивые христиане, не любящие мира и кре­стным путем идущие, как учит Евангелие, до­стигают блаженной вечности.

Христос Господь наш говорит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф 16:26)? Если мир весь ничто по сравнению со спасением души, то тем более некое богатство, некая честь, и некая слава, ведь и временную жизнь мы по­читаем более всего мира. Ибо кто, разве что безумный, восхочет над всем миром царство­вать один день, а на другой день жизни ли­шиться? Всякий избирает лучше жить, неже­ли все сокровища мира получить и тотчас умереть. Какая польза и от сокровища без жизни? Итак, если временную жизнь почита­ем более всего мира, насколько более вечную жизнь почитать должно, которая, однажды обретенная, никогда не потеряется и, однаж­ды потерянная, никогда не отыщется.

О, вечная жизнь, как ты дорога, и мало кто ищет тебя! Как сладка, и мало кто любит тебя! Мир, как горек, и почти все любят его! Что бы было, если бы был сладок?.. Непре­менно бы в нем, как в раю, все вовеки поже­лали жить.

Но человек ради небесного, а не ради зем­ного отечества создан Создателем своим, как образ и подобие Божие, и из-за греха его ли­шился, и в мир этот, на землю, как в ссылку, по­слан. Христовой же благодатью опять к отече­ству небесному призывается, и возрождается, и обновляется. Однако же Спаситель наш объяв­ляет нам: Много званных, мало же избранных.

Почти всякий видимым утешается, или да­же прельщается. Чувства отводят ум и сердце от невидимого и влекут к видимому, так по­мрачают ум и угашают веру, которая есть око души, невидимое видящее и желание невиди­мых благ в душе воспламеняющее. Постара­емся, любезный, благодатью Божией не толь­ко между званными, но и между избранными быть.

5) Душе человеческой, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу должно нагой и неоскверненной любовью мира сего. Рас­суждай об этом.

6) Если ныне не хочешь мира оставить, то тогда ли мир оставлять думаешь, когда Бог те­бя от мира позовет на ответ и на суд к Себе, когда и нехотя принужден будешь оставить его? Лучше же заранее оставить его, чтобы сво­бодным от него отойти и с надеждой доброй, тогда вместо временного богатства – вечное от Бога воспримешь, вместо временной славы – вечную, вместо временной чести – вечную, вместо временной – вечную сладость и ра­дость.

7) Думай и помни, что сегодня или завтра умрешь, как и бывает с людьми, и на суд Бо­жий призовешься, и от суда Божия следует всякому идти или в муку вечную или в жизнь вечную, как учит Слово Божие: И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). Тогда воистину не захочешь ни чести, ни славы, ни богатства, ни угождения плоти в мире искать. Ибо какая польза тебе от них, если или сегодня, или зав­тра оставишь их и нехотя?

Кто при смерти желает обогащаться, в че­сти быть и славиться? Спроси у больных, на­ходящихся при смерти: что они думают? Тог­да они правильно обо всех мирских вещах рассуждают, признают от сердца, что все – суета. Ты теперь делай это, признавай истину сию, и как за дымом не гоняешься, так и не будешь гоняться за суетой. Тогда, истину го­ворю, мерзким станет все это для тебя: всякое почитание, слава, похвала, украшение домов, карет, коней, одеяний, банкеты, пиршества, трапезы, разлияние вин. На золото, серебро, камни дорогие – будешь смотреть как и на пыль земную, и подлинно: они из земли взя­ты и потому то же, что земля. Одно только на уме твоем будет, как бы тебе неготовым на тот век не отойти, как бы греховное бремя здесь сложить и чистым отсюда отойти. Тогда у те­бя родится истинное покаяние, воздыхание, усердие, молитва и изменение всего внутрен­него состояния. Ибо страх будущего суда, как огонь смрад, всякую нечистоту сердечную очищает и приготовляет к восприятию истин­ного евангельского утешения.

8) Крепко держи в уме твоем, что когда по Слову Божию не ищешь здесь временного бо­гатства, чести, славы, угождения плоти, но только вечного сокровища желаешь и ищешь, то оно тебе на небесах, по обещанию Его, отверзнется, и тогда отойдет от тебя любовь и желание временного. Желай и ищи истинно вечных благ – и временных не пожелаешь. Ибо кто, видя, что ему обещана высокая цар­ская честь, ищет низкого и сомнительного тепленького местечка? Кто будет просить медной монеты, видя, что ему предлагают со­кровище из золота и серебра? Кто гоняется за славой и похвалой низкой черни, надеясь быть прославленным и похваленным само­держцем? Кто хватается за тень, видя саму ис­тину? Так, кто будет искать временных сокро­вищ, которые, как тень, исчезают, видя веч­ные сокровища, уготованные для ищущих их?

9) Велики и непостижимы сокровища веч­ные, которые Сам Бог приготовил. – Кому? – Любящим Его (1 Кор 2:9). Временные блага подает всем – любящим и ненавидящим Его, но вечные подает только любящим Его. Вели­ки и умом непостижимы блага те, которых мы, потеряв из-за грехов, ничем иным, как Кровью Сына Божия, получить не могли. Ибо дорогая вещь дорогой ценой покупается. Итак, правильно заключается, что и вечная жизнь с благами своими есть бесценное со­кровище, потому что бесценной Кровью Сы­на Божия к нам возвратилась, но она дается, как и уготована, любящим Бога, а не мир. Примечай это, брат.

10) Богатство редко правдой собирается, но и праведное многих портит и губит, ибо у богатых почти всегда бывает или скупость, или роскошь и гордость житейская. Посему сказано Спасителем: Трудно богатому войти в царство небесное (Мф 19:23). У находящихся в чести или сане – или великие добродетели, или великие грехи бывают. Кто на высоком месте сидит, на того все смотрят, и принима­ют или назидание или соблазн, и вообще все­ми признается, что честь изменяет нравы, но редко к лучшему, – что на деле видишь. У си­дящего на почетной должности много ласка­телей, которые, хваля, что непохвально, в гре­хе его утверждают. За честью также следует роскошь и гордость, что все есть христиан­ского сердца язва. Слава и похвала человечес­кая даже тех, кто не ищет ее, приводит к над­менности, самомнению и высокоумию, что есть мерзость пред Богом (Лк 16:15). А чего не сделает с тем, кто ищет ее? Рассуждай об этом и не ищи того, что вредит. Безопаснейший путь – это путь нищих и простых. Лучше в мире нищим быть, но в Бога богатеть, лучше простым быть, но истинным христианином, лучше для мира презренным быть, но на небе славу получить. Этот путь низкий, но в высо­кое отечество – небо ведет.

11) Правильное употребление всех мир­ских вещей бывает ради нужды, а не ради угождения похоти плотской. Имея пропита­ние и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6:8).

Спасайся.