Collected Works, Volume 5

7) Думай и помни, что сегодня или завтра умрешь, как и бывает с людьми, и на суд Бо­жий призовешься, и от суда Божия следует всякому идти или в муку вечную или в жизнь вечную, как учит Слово Божие: И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). Тогда воистину не захочешь ни чести, ни славы, ни богатства, ни угождения плоти в мире искать. Ибо какая польза тебе от них, если или сегодня, или зав­тра оставишь их и нехотя?

Кто при смерти желает обогащаться, в че­сти быть и славиться? Спроси у больных, на­ходящихся при смерти: что они думают? Тог­да они правильно обо всех мирских вещах рассуждают, признают от сердца, что все – суета. Ты теперь делай это, признавай истину сию, и как за дымом не гоняешься, так и не будешь гоняться за суетой. Тогда, истину го­ворю, мерзким станет все это для тебя: всякое почитание, слава, похвала, украшение домов, карет, коней, одеяний, банкеты, пиршества, трапезы, разлияние вин. На золото, серебро, камни дорогие – будешь смотреть как и на пыль земную, и подлинно: они из земли взя­ты и потому то же, что земля. Одно только на уме твоем будет, как бы тебе неготовым на тот век не отойти, как бы греховное бремя здесь сложить и чистым отсюда отойти. Тогда у те­бя родится истинное покаяние, воздыхание, усердие, молитва и изменение всего внутрен­него состояния. Ибо страх будущего суда, как огонь смрад, всякую нечистоту сердечную очищает и приготовляет к восприятию истин­ного евангельского утешения.

8) Крепко держи в уме твоем, что когда по Слову Божию не ищешь здесь временного бо­гатства, чести, славы, угождения плоти, но только вечного сокровища желаешь и ищешь, то оно тебе на небесах, по обещанию Его, отверзнется, и тогда отойдет от тебя любовь и желание временного. Желай и ищи истинно вечных благ – и временных не пожелаешь. Ибо кто, видя, что ему обещана высокая цар­ская честь, ищет низкого и сомнительного тепленького местечка? Кто будет просить медной монеты, видя, что ему предлагают со­кровище из золота и серебра? Кто гоняется за славой и похвалой низкой черни, надеясь быть прославленным и похваленным само­держцем? Кто хватается за тень, видя саму ис­тину? Так, кто будет искать временных сокро­вищ, которые, как тень, исчезают, видя веч­ные сокровища, уготованные для ищущих их?

9) Велики и непостижимы сокровища веч­ные, которые Сам Бог приготовил. – Кому? – Любящим Его (1 Кор 2:9). Временные блага подает всем – любящим и ненавидящим Его, но вечные подает только любящим Его. Вели­ки и умом непостижимы блага те, которых мы, потеряв из-за грехов, ничем иным, как Кровью Сына Божия, получить не могли. Ибо дорогая вещь дорогой ценой покупается. Итак, правильно заключается, что и вечная жизнь с благами своими есть бесценное со­кровище, потому что бесценной Кровью Сы­на Божия к нам возвратилась, но она дается, как и уготована, любящим Бога, а не мир. Примечай это, брат.

10) Богатство редко правдой собирается, но и праведное многих портит и губит, ибо у богатых почти всегда бывает или скупость, или роскошь и гордость житейская. Посему сказано Спасителем: Трудно богатому войти в царство небесное (Мф 19:23). У находящихся в чести или сане – или великие добродетели, или великие грехи бывают. Кто на высоком месте сидит, на того все смотрят, и принима­ют или назидание или соблазн, и вообще все­ми признается, что честь изменяет нравы, но редко к лучшему, – что на деле видишь. У си­дящего на почетной должности много ласка­телей, которые, хваля, что непохвально, в гре­хе его утверждают. За честью также следует роскошь и гордость, что все есть христиан­ского сердца язва. Слава и похвала человечес­кая даже тех, кто не ищет ее, приводит к над­менности, самомнению и высокоумию, что есть мерзость пред Богом (Лк 16:15). А чего не сделает с тем, кто ищет ее? Рассуждай об этом и не ищи того, что вредит. Безопаснейший путь – это путь нищих и простых. Лучше в мире нищим быть, но в Бога богатеть, лучше простым быть, но истинным христианином, лучше для мира презренным быть, но на небе славу получить. Этот путь низкий, но в высо­кое отечество – небо ведет.

11) Правильное употребление всех мир­ских вещей бывает ради нужды, а не ради угождения похоти плотской. Имея пропита­ние и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6:8).

Спасайся.

Письма 31 – 40

Письмо тридцать первое

Вопрошаешь ты у меня: какие знаки ис­тинного познания Божия?

И правильно то делаешь. Ибо в этом со­стоит спасение наше и жизнь вечная, по уче­нию Спасителя нашего: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Но я тебе в ответ апостольское слово предла­гаю: Что мы познали Его, – говорит он, – уз­наем из того, что соблюдаем Его заповеди (1 Ин 2:3). Видишь из апостольского слова, что тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает. Знак познания Божия, в сердце его пребыва­ющего, – это соблюдение Божиих заповедей. И напротив, не знает тот Бога, кто заповедей Его не соблюдает, как той же апостол учит: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин 2:4). Чем кто более познает Бога, тем бо­лее Его боится и любит, а чем более боится и любит, тем усерднее волю Его исполняет, а чем усерднее волю Его исполняет, тем тща­тельнее и осторожнее заповеди Его соблюдает. В этом истинное богопочитание и все христи­анство состоит.

Вот тебе краткий ответ, но всю христиан­скую должность заключает. Рассуждай об этом и не прельщайся нынешних христиан богопознанием и почитанием, у которых на язы­ке исповедание Божие, но в сердце безбожие; показывай богопознание и богопочитание от дел твоих, а не от одних только слов.

Спасайся.