Collected Works, Volume 5
1) Таковые помыслы смиряют и сокрушают твое сердце, что для покаяния нужно.
2) Удерживают тебя от грехов, прежде бывших и прочих. Как будешь грешить, вкушая такие горькие плоды греха? Кто не бережется змия, зная ядовитое жало его? Кто касается огня, ведая, что он жжет и палит? Как и человек будет грешить, чувствуя, что так горек грех?
3) Таковые помыслы отвращают человека от мира, суеты и прелести его.
4) Подвигают к сердечной и усердной молитве, которая нужна христианину, и прочее.
Итак, кайся, и против отчаяния подвизайся, и милости Божией ожидай, только берегись крайне, чтобы к прежнему не возвратиться. Сатана будет тебя всеми силами влечь к прежнему беззаконному житию, но ты стой в том, что начал, мужайся и крепись, и об этом усердно молись. Читай почаще со внимание и усердием: помилуй мя, Боже, и прочее (Пс 50), и другой псалом: Боже, в помощь мою вонми, и прочее (Пс 69). Худых компаний и дружеств уклоняйся. В монастырь не ходи. Дом твой и уединение да будет тебе вместо монастыря. Отлучайся часто от своих домашних и в уединении колена пред Богом преклоняй, и падай пред Ним со смирением, и мытаревым гласом молись Ему: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк 18:13)!
И еще повторяю: берегись горького отчаяния, и берегись к прежнему житию возвратиться, но иди тем путем, которым начал, и дойдешь до блаженной кончины и вечной жизни, чего тебе усердно желаю. Поминай и меня, грешного, в своих коленопреклонениях. Господь да поможет тебе во всем, Ему себя и тебя поручая, остаюсь
Ваш доброжелатель, Тихон, недостойный епископ.
Письмо двадцать восьмое
Кто может печального утешить, кроме Бога? Печаль из души вынуть не так, как сучок из тела. Это Божие дело. От Бога надобно искать утешения. Ищется же оно молитвой усердной. Бог опечаливает нас, но и умилостивляется, по множеству милости Своей. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс 26:14). Бог терпящих, как отец чадолюбивый сынов своих, без утешения не оставляет. Наказывает их и милует, бьет и утешает. Терпение убогих не погибнет до конца (Пс 9:19). Когда мать или отец тебе наказывает – терпишь, хотя и больно, почему ж не терпеть, и особенно, когда Бог, Который выше отцов и матерей наших, Господь наказывает нас? Разве забыли вы утешительное апостольское слово: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12:6)?
Я, сколько мог, писал вам, и тем ваши и свою душу возбуждал от уныния. Ныне уже изнемог телом. О, когда бы душа здорова в немощном теле была! Видишь, что чужою рукою пишу, потому что не могу своею писать.
Надобно вам стараться иметь книги полезные, и оттуда наставление и утешение почерпать, и, как можно чаще Богу молиться, а с гостями редко и осторожно знаться. Потому что сие желающему благочестиво жить (2 Тим 3:12) весьма не полезно, ибо то, что в уединении соберет, среди гостей потеряет человек, и делает подобно тому, который решетом черпает воду, или другим сосудом черпает и вновь проливает.
Пишешь: как псы-де обратимся на свою блевотину (2 Петр 2:22). Но слушай, что пророк таковым вопиет: склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие (Пс 124:5). Поминай часто смерть, которая неожиданно приходит и разнообразно похищает человека. Поминай Суд Христов и строгое там испытание. Поминай вечную муку и царствие небесное как можно чаще. Не только каждый день, но и каждый час размышляй о том. Такое размышление не попустит совратиться с доброго пути (см. Сир 7:29).
Временная казнь трогает и смущает человека, и в страх приводит, и временное блаженство ободряет. Вечное ли мучение не тронет, и не ужаснет, и не подвигнет унылого сердца нашего? И вечное блаженство не возожжет ли желания в сердцах наших? Но то беда, что люди о наинужнейших сих вещах забывают!..