Collected Works, Volume 5

Письмо двадцать восьмое

Кто может печального утешить, кроме Бога? Печаль из души вынуть не так, как су­чок из тела. Это Божие дело. От Бога надобно искать утешения. Ищется же оно молитвой усердной. Бог опечаливает нас, но и умилос­тивляется, по множеству милости Своей. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс 26:14). Бог терпящих, как отец чадолюбивый сынов своих, без утешения не оставляет. Наказыва­ет их и милует, бьет и утешает. Терпение убогих не погибнет до конца (Пс 9:19). Когда мать или отец тебе наказывает – терпишь, хотя и боль­но, почему ж не терпеть, и особенно, когда Бог, Который выше отцов и матерей наших, Господь наказывает нас? Разве забыли вы уте­шительное апостольское слово: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сы­на, которого принимает (Евр 12:6)?

Я, сколько мог, писал вам, и тем ваши и свою душу возбуждал от уныния. Ныне уже изнемог телом. О, когда бы душа здорова в немощном теле была! Видишь, что чужою ру­кою пишу, потому что не могу своею писать.

Надобно вам стараться иметь книги по­лезные, и оттуда наставление и утешение по­черпать, и, как можно чаще Богу молиться, а с гостями редко и осторожно знаться. Потому что сие желающему благочестиво жить (2 Тим 3:12) весьма не полезно, ибо то, что в уедине­нии соберет, среди гостей потеряет человек, и делает подобно тому, который решетом чер­пает воду, или другим сосудом черпает и вновь проливает.

Пишешь: как псы-де обратимся на свою блевотину (2 Петр 2:22). Но слушай, что про­рок таковым вопиет: склонных к хитрости на­кажет Господь с делающими беззаконие (Пс 124:5). Поминай часто смерть, которая неожи­данно приходит и разнообразно похищает че­ловека. Поминай Суд Христов и строгое там испытание. Поминай вечную муку и царствие небесное как можно чаще. Не только каждый день, но и каждый час размышляй о том. Та­кое размышление не попустит совратиться с доброго пути (см. Сир 7:29).

Временная казнь трогает и смущает чело­века, и в страх приводит, и временное блажен­ство ободряет. Вечное ли мучение не тронет, и не ужаснет, и не подвигнет унылого сердца нашего? И вечное блаженство не возожжет ли желания в сердцах наших? Но то беда, что лю­ди о наинужнейших сих вещах забывают!..

Спасайся о Христе.

Письмо двадцать девятое

Ваше преподобие!

Хотя я и не знаю и не видал тебя, однако слышал, кто и откуда ты, и как в звание во­шел. Доброе начало! О, если бы и конец был добр, без которого и начало – ничто! Ибо не начало и средина, но конец похваляется, и все дело совершает, по слову Христову: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10).

Слышал я, что тебе тяжело от ненависти и озлобления живущих с тобою, и хочешь с того места уйти и пойти в один от московских монастырей. Если подлинно тебя люди ненавидят и причиняют зло, то это есть кознь дьявола, который ненависть и озлобление людское против благочестивой души возбуждает, чтобы ее низложить и от доброго пути отвратить. А люди бедные, которые благочестивую душу ненавидят и причиняют ей зло, сами не знают, что делают, ибо бывает, что после каются и сожалеют о том.

Итак, возлагай и ты вину бедствия своего на этого душевного нашего врага, и людям прощай, и о них молись. Не уступай своему супостату и стой на прежнем своем месте, как храбрый воин стоит против своего супостата и не дает ему места. Стой и ты, и не уступай ему, дабы не порадовался о тебе. Знай точно, что где ни будешь, везде он будет тебя беспокоить через людей и через самого себе. В тишине будешь жить и добрый покой иметь, если все, что ни приключится с тобой от него самого и от людей, с молчанием и без ропота претерпишь.