Collected Works, Volume 5

Спасайся о Христе.

Письмо двадцать девятое

Ваше преподобие!

Хотя я и не знаю и не видал тебя, однако слышал, кто и откуда ты, и как в звание во­шел. Доброе начало! О, если бы и конец был добр, без которого и начало – ничто! Ибо не начало и средина, но конец похваляется, и все дело совершает, по слову Христову: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10).

Слышал я, что тебе тяжело от ненависти и озлобления живущих с тобою, и хочешь с того места уйти и пойти в один от московских монастырей. Если подлинно тебя люди ненавидят и причиняют зло, то это есть кознь дьявола, который ненависть и озлобление людское против благочестивой души возбуждает, чтобы ее низложить и от доброго пути отвратить. А люди бедные, которые благочестивую душу ненавидят и причиняют ей зло, сами не знают, что делают, ибо бывает, что после каются и сожалеют о том.

Итак, возлагай и ты вину бедствия своего на этого душевного нашего врага, и людям прощай, и о них молись. Не уступай своему супостату и стой на прежнем своем месте, как храбрый воин стоит против своего супостата и не дает ему места. Стой и ты, и не уступай ему, дабы не порадовался о тебе. Знай точно, что где ни будешь, везде он будет тебя беспокоить через людей и через самого себе. В тишине будешь жить и добрый покой иметь, если все, что ни приключится с тобой от него самого и от людей, с молчанием и без ропота претерпишь.

Душе благочестивой, в мире сем живущей, везде есть чужая сторона, везде и беспокойство, пока пойдет к небесному своему Отечеству. Там она сладко упокоится после трудов и подвига, и притом навечно, а не временно. Но и здесь, в мире сем если хочешь какой покой иметь, нигде не можешь найти его, если терпения не можешь иметь.

Итак, предайся терпению, и будешь покой иметь внутри себя, хотя и много будут тебя беспокоить извне. Пусть тебя называют, как хотят, люди, пусть о тебе говорят, что хотят, но ты в зеркало совести своей посматривай, и ее свидетельством утешайся, и взирай на будущую славу, которая терпящим уготована.

Временное все минует, хотя очень горьким и продолжительным будет, но вечная слава и блаженство никогда не минуют.

Посмотри на Христа: чего Он для нас не претерпел? Посмотри на святых сих: не все ли они последовали Христу верою и терпением? А нам с чем там явиться пред ними, если не хотим здесь терпеть? Какое отличие покажем того, что мы христиане, если не хотим крест нести и Христу последовать терпением? Разве то покажем, что в монастырях живем и платье черное носим? Надобно опасаться, чтобы и это самое нас там не обличало.

Житие монастырское и черное платье – это смирение и покаяние, а если Христу, нас ради смирившемуся, не хотим последовать, то где наши обеты, которыми при Крещении обещали мы служить Христу? Где обеты, которые повторяли при пострижении, и обещали иметь смирение, послушание, терпение, кротость и прочее?

Разве до тех пор только монах бывает, пока постригается? Разве черная риза и обеты монахом делают, а не само дело? Нет, нет!.. От христиан всех требуется, чтобы шли узким и тесным путем, но особенно – от монаха и от монахинь. Кто нас убеждал заключиться в монастырь и черное платье носить, тесноту и скорбь терпеть? Сами мы то избрали. Зачем же нам от того убегать, что сами избрали? Все христиане неисправные безответны будут на

Страшном Суде Христовом, но особенно монахи и монахини, которые обетов своих не хранят.