Collected Works, Volume 5

Многие нечто мечтают о себе прежде искушения, но, искусившись познают, что они такое, и потом иного мнения держатся. И мне задумалось было уклониться от сего места, но, рассудив, остался и положился на Божий Промысл, признав, что лучше мне сие, чтобы себя познать.

У нас пословица простая во всех: искушен­ный все знает. Итак, нет лучшего средства по­знания себя, как искушение. Благодарение Богу, что Он посылает на нас искушения! Так Он приводит нас к познанию себя самих, а познать себя есть начало христианского бла­женства. Итак, чем более претерпишь иску­шение, тем более себя познаешь.

4. Второе средство, или даже первое, есть рассуждение о Святом Писании, которое представляет нам ветхого и нового человека с делами, да первого совлечемся, во второго облечемся (см. Кол 3:9-10). Все Святое Писание их двух представляет. Но здесь нужно искушение, потому что открывает в нас живущего ветхого человека.

5. Третье средство – это размышление о Создателе и создании, о вечности и времени, о Христе и воплощении Его. Ради чего мы родились и живем в мире сем? Не ради сего века, но ради будущего рождаемся в мир сей, ибо жизнь наша в мире этом не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку. Но этот путь – пространный или тесный. Пространный – к погибели, а тесный в жизнь вечную идет. Пространный потому называется пространным, что люди, путники, идущие им, по своей воле живут, и что хотят, то и делают, а тесный называется тесным, так как люди, по нему идущие, волю свою воле Божией покоряют и пленяют, и он утеснен терпением бед, скорбей и всяких противностей.

На тесноту идет новый, но от тесноты от­влекает ветхий человек. Тут надлежит искать нового, чтобы укрепиться и не совратиться. И горе нам, что мы преклонны на зло, плоть всегда хочет противного духу (Гал 5:17). Боже, поставь и укрепи на сей спасительный, тес­ный, который влечет в вечное пространство, и влеки по нему за Собою, да наследуем по­кой!

6. От чего видим, что всякое и место, и время для познания себя удобно? Потому что во всякое время и на всяком месте встречает нас искушение, и всегда и везде можем о вышеписанном помышлять и размышлять.

7. Правду ты пишешь, что время дорого, и нет ничего его дороже. Все найти из потерянного можем, но времени потерянного отыскать невозможно, как слова сказанного не возвратить. И меня много это тревожит. Но постараемся хотя бы то, которое следует, не потерять, и потерянное наградить, чем награждается. Бог Своей благодатью да восполнит кающимся и молящимся. Боже, обрати ум наш к вечности!..

8. Вам по причине вышенаписанного нет более удобного места, чем место уединенное, куда вам советую переселиться и начать сначала святую Библию читать, с рассуждением о разных Божиих делах, которые она тебе представит, и всегда, и поутру, и ночью, в ней поучаться, и Арндта прочитывать, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться, и острить ум и волю во благое, и ждать призвания Божия, куда и когда вас Бог позовет, и так будете покойны.

Письмо тридцать второе

Письмо твое я через твоего отца получил. Благодарствую, что меня помнишь. Помни же и то, что я тебе вкратце говорил.

Приметил я твоего молодого сердца восхищение к будущему блаженству. Желаю, чтобы оно в твоем сердце действовало и плод показало. Путь к тому блаженству не тот, которым нынешнего века христиане идут, но описанный в святом Евангелии, которое ты у себя имеешь. Читай его с почтением, вниманием и молитвой, и оно тебе укажет, и, взяв за руку, поведет тебя к тому блаженству, только слушай его. Однако же и совет мой тебе предлагаю, внимай тому, что пишу.

1) Помни, что в Петербурге живешь, где столько видишь того, что от пути благочестивых отводит, сколько ни выходишь из своей квартиры. Берегись же!

2) Помни: развращенных, как моровой язвы, берегись. Не скоро узнаешь язву, полученную от них, на себе, но она намного вреднее, нежели моровая язва.