Collected Works, Volume 5

3) Если какой в мире сем покой есть, то он заключается только в чистой совести и терпении. Это есть гавань нам, в море мира сего плавающим. Совесть чистая не боится, потому и человек покоен. Терпение движущееся и волнующееся сердце укрощает и усмиряет, и так человека поставляет в тишину.

4) Терпению без бед и искушений научиться невозможно, ибо терпение – это зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Также и совести доброй иметь невозможно, пока человек истинно не покается, и не будет по правилу слова Божиего житие свое исправлять.

5) Совесть чистая и терпение истинное неразлучны. Совесть чистая хранит слово Божие, а терпение стоит против всего того, что противится Божиему слову, и хранит совесть, чтобы преступлением не замаралась, и так бы оно ее не беспокоило.

6) Истинный, всегдашний и безмятежный покой хранится для нас в вечной жизни, почему и называется в Писании покоем (Евр 4:11). Чего и себе и тебе желаю.

Тихон беспокойный.

Письмо тридцать шестое

Получил я от тебя письмо, из коего познал печаль и горесть души твоей. Что делать? Жизнь в мире сем без этого не бывает. На воздухе то мрачно, то ясно, то бурно, то тихо; также и на море: то тишина, то волны; так и в нас без перемены не бывает: то радуемся, то печалимся, то боимся, то уповаем; такова жизнь мира сего. Эта всегдашняя перемена научает нас, как нам в счастье и несчастье, радости и печали держать себя должно. Пришла радость – следует ожидать и печали, попадаемся в печаль – потом ожидать и веселья.

Но блажен, кто кораблем души своей во время бури и непогоды управлять может. Об этом должно там заботиться, но старание без вышней помощи не сильно, потому надобно этого просить у Управителя всех Бога. Бог нам прибежище и сила, Помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс 45:2). Так вера ободряет себя во время скорбных случаев и защищает себя, как щитом от огненных стрел вражьих, упованием на Вышнего.

Он есть упование всех концов земли, и нахо­дящихся далеко в море (Пс 64:6). Он – Тот же и для меня, бедного, и для тебя: очи всех на Не­го уповают (Пс 144:15), и я в скорбях своих плачевные свои к Нему возвожу очи. Всем Он Помощник и Защитник – также и мне, и те­бе. Он не смотрит на лица, но на сердце и ве­ру нашу (см. Втор 10:17; 1 Цар 16:7). Как солнце всех взирающих на него просвещает и утешает светлейшим своим видом, так Солн­це вечное и незаходимое всем на Него верою взирающим есть просвещение и утешение. Об этом пророк говорит: К Тебе я возвел очи мои, живущему на небе. Вот, как очи рабов обраще­ны на руки господ их, как очи рабыни – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс 122:1-2).

Поручая себя и вас Божией милости, остаюсь

Ваш доброжелатель, Тихон Задонский.

Письмо тридцать седьмое