Collected Works, Volume 5

Получил я от тебя письмо, из коего познал печаль и горесть души твоей. Что делать? Жизнь в мире сем без этого не бывает. На воздухе то мрачно, то ясно, то бурно, то тихо; также и на море: то тишина, то волны; так и в нас без перемены не бывает: то радуемся, то печалимся, то боимся, то уповаем; такова жизнь мира сего. Эта всегдашняя перемена научает нас, как нам в счастье и несчастье, радости и печали держать себя должно. Пришла радость – следует ожидать и печали, попадаемся в печаль – потом ожидать и веселья.

Но блажен, кто кораблем души своей во время бури и непогоды управлять может. Об этом должно там заботиться, но старание без вышней помощи не сильно, потому надобно этого просить у Управителя всех Бога. Бог нам прибежище и сила, Помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс 45:2). Так вера ободряет себя во время скорбных случаев и защищает себя, как щитом от огненных стрел вражьих, упованием на Вышнего.

Он есть упование всех концов земли, и нахо­дящихся далеко в море (Пс 64:6). Он – Тот же и для меня, бедного, и для тебя: очи всех на Не­го уповают (Пс 144:15), и я в скорбях своих плачевные свои к Нему возвожу очи. Всем Он Помощник и Защитник – также и мне, и те­бе. Он не смотрит на лица, но на сердце и ве­ру нашу (см. Втор 10:17; 1 Цар 16:7). Как солнце всех взирающих на него просвещает и утешает светлейшим своим видом, так Солн­це вечное и незаходимое всем на Него верою взирающим есть просвещение и утешение. Об этом пророк говорит: К Тебе я возвел очи мои, живущему на небе. Вот, как очи рабов обраще­ны на руки господ их, как очи рабыни – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс 122:1-2).

Поручая себя и вас Божией милости, остаюсь

Ваш доброжелатель, Тихон Задонский.

Письмо тридцать седьмое

Государь мой, Тимофей Васильевич!

Слышал я, что ты качели в Воронеж, которые были уничтожены, опять возобновил. Разве ты не примечаешь, сколько при тех качелях соблазнов и бесчиния делается от безумных и бесстрашных людей? Берегись, чтобы тебе, как подателю причин к тем бесчинствам, все те соблазны и беззакония, которые при тех качелях делаются, судом Божиим не причислились.

Печешься, может быть, ради своего прибытка, услужить прихотям человеческим, которые слово Божие велит искоренять? Беззаконное дело – прибытка своего искать в том, что бывает причиной преступления закона Божия, и бесчестия Законодателя, и погибели человеческой.

Нынешнее особенно время не увеселения требует, но покаяния, слез и плача. Крайне бесчувственен и не только спит, но и умер душой тот, кто не чувствует на Отечестве нашем руки Божией за грехи наши. Прусская война сколько тысяч братьев наших поглотила! Сколько вдов и сирот плачущих оставила, общую казну истощила! Везде умножаются пожары, хлеба недороды и прочее. Не успели того оплакать зла, вот другое лютейшее зло! Вот опять от иноплеменнического оружия воздыхает и стонет Отечество наше: снова все в смущении и страхе, снова братья наши раны приемлют, снова льется кровь христианская, снова тысячи людей падают бездыханными, снова отцов, матерей, жен и детей плачь неутешный начался.

Но какой будет конец этого общественного зла, неизвестно; знаю, что без помощи Божией не от чего добра ожидать. Ибо не оружие спасет нас, но Божия всемогущая помощь. Но Бог милует и спасает тех, которые каются, и защищает тех, которые на Него, а не на серебро и иную вещь уповают, и с истинным усердием призывают Его. Как же и где покаянию быть там, где не убавляются, но умножаются бесчиния и беззакония?

Да хорошо ли нам в Отечестве веселиться и прихоти исполнять, когда братия наша за границами всегда во всяком страхе и печали пребывает? Нам ли смеяться и бесчинствовать, когда они свои головы под меч, пули и прочее вражие оружие за нас отдают, иные раны приемлют, иные кровь свою проливают, иные в жертву смерти предаются? Весьма не хорошо и бесстыдно!

Знай, друг, что когда они падают и умаля­ются, то и до нас дело доходит. Итак, общей беде всем сообща должно помогать, а помо­гать будем, когда братья наши нас оружием за­щищают, а мы покаянием и усердными слеза­ми и молитвою будем вспомоществовать ору­жию их. Ибо так умилосердившийся Господь наш отвратит праведный гнев Свой и защитит нас, научит руки братии нашей ополчению, персты их брани (Пс 143:1) и осенит головы их в день брани (Пс 139:8).