Collected Works, Volume 5

4) Удаление от лицемерия, которое внешне показывает святость, но внутри злобу питает.

5) Когда у человека нет благочестия внутри, то и внешне нет, каким бы себя ни показывал. Нет истинного страха Божия – нет и благочестия истинного. Ибо Бог не только на внешние дела, но еще более на сердце смотрит, и судит по тому.

6) Отсюда видно, что беззаконное и бесстрашное житие – это знак безбожия, внутри сердца кроющегося. Таковой говорит в сердце своем: «Нет Бога» (Пс 13:1), и потому таковые говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Него (Тит 1:16).

7) Надо человеку, который хочет благочестиво жить, исправить внутреннее состояние, и как бы вновь родиться и обновиться. Ибо Богу ничто внешнее без внутреннего не приятно.

Бог к душе и сердцу человеческому говорит и потому от души и сердца требует исправления и послушания. Если и не убивает человек руками человека, но сердцем злобится на человека, то он убийца пред Богом. Если и не согрешает телом с чужой женой, но сердцем пожелает чужую жену, то он прелюбодей пред очами Божиими. Не крадет руками, но хочет и желает похитить чужое добро, – хищник пред Богом. Ибо как внешнее дело и человек видит, так Бог и внутреннее равно видит, как и внешнее. Итак, надо человеку внутреннее состояние исправить, если хочет угождать Богу, ибо Бог на сердце смотрит, – и тогда по исправлении сердца и внешние исправные дела последуют. Итак, учись от размышления о всеведении Божием сердце свое исправлять, чтобы и внешние дела твои правыми были. Иначе человек будет как яблоко, снаружи красивое, но внутри гнилое и червивое, или как гроб покрашенный, внешне красивый, но внутри смрадный.

Спасайся.

Письмо сороковое

Желая (полнее) изобразить всеведение Божие как в твоем, так и в своем разуме, по­скольку сие весьма нужно для истинного богопочитания и для нашей пользы, еще о том тебе (рассуждение) предлагаю, дабы глубже вкоренилось в сердцах наших.

Ты, как только хочешь что-либо начинать и делать, то вспомни, что Бог с тобой есть, и уже знает твою мысль, и так рассуди, соглас­но ли воле и закону Божию начинание твое, или противно. Если согласно, то в помощь Его призови и молись, говоря: «Господи, бла­гослови и помоги», – и начинай, и делай. Когда явно видишь, что это противно Ему, то удержись от того и также молись Ему, говоря: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое хо­тение и желание добра, и отвращение от зла, и старание, подаст руку помощи Своей.

Люди, желая беззаконие сделать, ищут со­кровенных мест. Блудники и воры ночь и тьму любят. Лихоимцы и мздоимцы тайно берут мзду. Лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобники внутри себя скрывают зло свое, и все дела темные во тьме делают, как сыновья тьмы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличилисъ де­ла его, потому что они злы (Ин 3:20). Все тако­вые стараются укрыться, но обманываются бедные, ибо они от людей скрываются, но от Бога, Который есть свет, светлее всякого све­та, и свидетель их злодеяний, укрыться не мо­гут нигде и никак, так как Он везде с ними, и всякое их злодеяние видит, и в книге Своей записывает, и воздаст им по делам их. Пророк Божий вопиет к таковым: Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «Кто увидит нас ? и кто узнает нас?» (Ис 29:15). Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его ? – говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь (Иер 23:24).

Ты держи в уме всегда вышеприведенное слово: Куда пойду отДуха Твоего, и прочее, – и то, что от Бога не только в доме, во тьме, в но­чи, в земле и под землей, в глубине и в аду, но и в тайне сердца скрыться невозможно, ибо все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4:13).

Также, когда захочешь что-либо сделать, вспомни, что Бог знает, ради чего ты хочешь это делать и для чего. Если уклоняешься от зла и творишь добро, то подумай еще, что и какая цель тебя к тому побуждает, а именно, Божия воля и честь, или своя польза, и люд­ская похвала, и тщеславие; страх Божий, или страх человеческий, – все это Бог знает. Знай точно, что все то Богу неугодно, что не ради Бога делается. Потому и от зла уклоняться, и добро творить должно ради Бога, потому что Он одно запретил, а другое повелел, одного не хочет, а другого хочет, одним оскорбляется, а другим благоугождается. И человеку, как ви­дим, неприятно то, что не ради него делается, а тем более Богу, Который тонко и совершен­но проницает дела наши и начинания.

Итак, надо исправить сердце и учить его, чтобы воле Божией покорялось и волю Бо­жию любило, и ей следовало, а не своему мудрованию и похотению. Рассуждай об этом, и что творишь и начинаешь творить, то все к этому правилу прикладывай.