Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

В богочеловеческом лице Господа нашего было осуществлено наиболее полное единство жизни здешней и жизни тамошней, ведения здешнего и ведения горнего, так же как и единство человеческого чувства и Божественного. Это означает, что и жизнь человека, и его мысль, и чувство перебросили мостик через бездну, зияющую между Богом и человеком, между настоящим миром и миром вечным. Он ясно ощущает в себе и постигает, что в нем осуществлен переход от смертного к бессмертному, от временного — к вечному, что смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5, 4). И хотя, живя во Христе, человек погружается в бездонные глубины и достигает необозримых высот, он не теряет ни своей человеческой сущности, ни своей личности, ни своего характера, но преобразуется в обоженного человека. Ни человек ни в чем не ущемлен по сравнению с Богом, ни Бог — по сравнению с человеком. Однако всем своим величием, возвышением и славой человек обязан Богочеловеку Христу.

Несмотря на то, что проблема добра и зла является наиболее мучительной и трудной для человеческой жизни и совести, она весьма успешно была разрешена в лице Богочеловека Христа. И произошло это не в теоретическом рассуждении, но осуществилось реально в богочеловечестве. Господь наш во всей своей жизни явился воплощением и вочеловечением бесконечного, сверхсовершенного, абсолютного блага. О Нем справедливо было сказано, что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Как единый безгрешный и всесильный Господь наш Иисус Христос дал Божественные энергии Своей благодати нашей природе, дабы и она могла возрасти до совершенства в Божественном благе и одержать совершенную победу над грехом и злом.

На протяжении всей истории человек неутомимо искал истину, на которую опираются, благодаря которой существуют все миры. Человек пытался разрешить эту проблему мифологически, философски, теистически, духовно и материально. Он не разрешил этой проблемы, потому что пытался это сделать, руководствуясь представлениями автономного и безбожного человеческого разума. Только в чудном Лице Богочеловека Христа открылась вся вечная истина, вся без какого-либо недостатка. И потому из Его уст вышло наиболее смелое заявление, которое когда-либо могло сделать человеческое существо: Я есмь истина (ср.: Ин. 14, 6). Это означает именно то, что только Богочеловек Христос есть настоящая истина как личность во всей Своей Богочеловеческой действительности и полноте. Ценностью, превосходящей все ценности всего мира, Христа соделывает то, что Он положил окончательное решение проблеме жизни и смерти, показав в Своем богочеловеческом Лице воплотившееся бессмертие и вечную жизнь. Он явил это через Свое Воскресение из мертвых и Вознесение к вечной жизни Божества. Своим Воскресением Он навсегда обеспечил нашей природе победу над смертью, а Своим Вознесением — бессмертие в вечности Трисолнечного Божества. Он, и только Он, имеет право сказать о Самом Себе: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25).

В Богочеловеке Христе и в Его свете у человека впервые отверзлись очи, и он увидел свет и постиг истинный смысл существования мира. Справедливо Господь сказал нам: Я — свет миру (ср.: Ин. 8, 12). В Богочеловеке Слове произошло выздоровление и обновление твари, которая стала недуговать и превратилась в хаос по причине присутствия и действия греха и зла. Поскольку Христос как Богочеловеческая Личность является высшей ценностью, Он вместе с тем есть и высший критерий всех подлинных ценностей. История нашей планеты не знает лучшего Бога, чем Христос, да и лучшего, чем Он, человека. Богочеловек явил одновременно и в полноте как Бога, так и человека. Посему не существует ни Бога без Богочеловека, ни человека без Богочеловека. В христианстве истина не является ни философским понятием, ни теорией, ни учением, ни системой учений — но живой богочеловеческой Ипостасью, историческим Иисусом Христом. Во Христе как в воплотившемся Слове вечная истина входит в мир. Потому в святом Евангелии сказано: истина произошла чрез Иисуса Христа (ср.: Ин. 1, 17). Если нас спросить о том, что есть подлинная и истинная жизнь, а что — лишь ее часть, то мы тотчас дадим ответ: [истинная жизнь — это] Личность Богочеловека Иисуса Христа. Личность, а не учение, отделенное от Его чудодейственной и животворящей Личности. В Нем жизнь обретает свой смысл, свою Божественную вечность. Как вечный Бог Слово, Он есть жизнь, поэтому только в Нем существует истинная жизнь, а там, где Он отсутствует, жизнь превращается в смерть.

Благодаря Своей всесовершенной личности безгрешный Богочеловек является для нашего рода единственно верным критерием жизни и святости, праведности и истины, премудрости и света. Он — Церковь во всей своей богочеловеческой полноте. Церковь является Самим Богочеловеком, простершимся на все века. Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Через Него тело Церкви растет возрастом Божиим (Кол. 2, 19) в меру полного богочеловеческого возраста (см.: Еф. 4, 13), ибо Им создано все (Кол. 1, 16). Силою Своей благодати Он таинственно ведет все члены Церкви к богочелове-честву, потому что это является главной целью и смыслом ее существования.

В богочеловеческом организме Церкви каждый верующий является живой клеткой и существует благодаря животворной Богочеловеческой силе Христовой. Христос как Богомужняя Личность неповторим, но как Богочеловеческая сила и жизнь Он непрестанно повторяется в каждом христианине, потому что каждый из нас является органическим членом Его Тела — Церкви. Живое и неизменное основание историчности Церкви именно в том, что Слово стало плотию (Ин. 1, 14).

Церковь всецело утверждена на исторической действительности Евангелия: Слово стало плотию. Это фундаментальная истина Церкви, ее основание. Потому Церковь по всему и во всем есть прежде всего богочеловеческий организм и лишь потом богочеловеческая институция. Исповедуя Богочеловека, Церковь исповедует и подлинного, истинного, цельного, боговидного человека, потому что вне Богочеловека нет истинного человека.

В Церкви побеждается время, ибо здесь нет смерти, а прерывание земной жизни не прерывает связи поколений. В Церкви прошлое — всегда настоящее. Но и настоящее в ней всегда настоящее для всегда живого прошлого, ибо Богочеловек Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Православная Церковь придерживается сохраненного в своей чистоте учения Богочеловека Христа, не отступая от понимания богочеловечества святыми Апостолами и Вселенскими Соборами. Человек православной, апостольской и святоотеческой веры ощущает и знает, что лишь православные суть помощники Святаго Духа.

В одном из своих писем (от 21 января 1965 года) отец Иустин (Попович) пишет: «Священное таинство Дня Святаго Духа, Пятидесятницы, заключается в следующем: дух человека должен исполниться Святаго Духа и благодаря ему стать совершенным, то есть освятиться и обожиться Им. Это святое таинство непрестанно происходит в Церкви Христовой, и потому Церковь — это поистине непрерывная Пятидесятница . С самой Пятидесятницы, со Дня Святаго Духа каждая боговидная душа в Церкви Христовой — это неопалимая купина, которая непрестанно горит и распаляется в Боге и к Богу так, как будто огненный язык всегда находится на ней и в ней».

По причине всего вышесказанного Церковь Апостолов, Церковь мучеников, исповедников и всех других чинов святых и верующих непоколебимо исповедовала и защищала прежде всего богочеловечество Господа Иисуса, Его чудную и незаменимую богочеловеческую Ипостась. Церковь, проявляя милостивое снисхождение к грешникам, всегда неумолимо и решительно отвергала всех тех, кто каким-либо образом отрицал или искажал богочеловечество Христово. В исповедническом терпении она всегда готова охранять свое сокровище, свою Главу — воплотившегося Бога Слова.

Гуманизм — новый Зевс европейского пантеона

Истина принуждает нас к искреннему публичному высказыванию на важные и достойные внимания темы. В упорных размышлениях, следуя неложным суждениям наших богоносных отцов, особенно же столпа нашего Православия отца Иустина (Поповича), мы провели анализ того правильного и здравого, что осталось в падшем и смертном человеке, дабы найти достойное и истинное решение. В шумном и многоплачевном жернове смерти, в котором человек непрестанно размалывается и пережевывается, слышны лишь подобающие ему стенания, а не восхваления и славословия. Наш разговор пойдет о европейском мировоззрении и его философских системах, то есть о сокрушенных древних идолах, которых упорно пытаются воскресить под новым образом и обличьем, а главное — под прикрытием новой идеологии.

На протяжении тысячелетий человеческий род стенал под игом варварских поработителей, а диавол в личине божества мучил свою плененную жертву — человека. И вот, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных (ср.: Гал. 4, 4–5). И, с одной стороны, спасительное для мира домостроительство соделало свободу и спасение человека, но, с другой стороны, неусыпный и неумолимый враг и сеятель плевел диавол не перестал искривлять прямые пути Господни. Он с самого начала стал сражаться с истиной — Церковью чрез князей века сего, настаивавших на поддержке уже ниспровергнутых идолов, и свидетели истины щедро принесли свою кровь. Тиран, выбившись из сил при первой своей попытке, тотчас сменил декорации и начал войну с Церковью посредством различных ересей, которые на протяжении веков терзали ее. Церковь же таинственно и невидимо была укрепляема своим Основателем через благодать Пресвятаго Духа. Действительно, можно ужаснуться при ближайшем рассмотрении тех страшных бедствий, которые испытали подлинные питомцы и пастыри Церкви из-за воинствующих ересей, изобретателем и покровителем которых был сам диавол, действовавший посредством своих послушных орудий. Яростное сражение с верующими и Церковью началось, конечно, уже с дней святых Апостолов. Кроме ересей, губитель диавол не скупился сеять и иное зло. Приверженцев христианской веры он пытался при помощи фальши увлечь в прелесть, а на тех, кто был далек от нее, он нападал по-иному, предлагая новые божества и идеи. Потому и ныне мы имеем различные теизмы, не прекращающие бичевать истину. Наиболее близкой к православию псевдорелигией является ислам. Он поистине как Богом попущенное бедствие уже на протяжении тысячи четырехсот лет и до сего дня непрерывно бичует Церковь. Он стал причиной перехода миллионов героев веры и мучеников из сражающейся Церкви в Церковь торжествующую.