Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

Где теперь священная якобы инквизиция, которую навязывал народам западный религиозный мир на протяжении веков? Поистине, это антиевангельская и антихристианская жестокость — убивать грешника за его грех. В конечном итоге все гуманизмы убивают грешника за его грех, а убийцу возводят в ранг священного палача! Это происходит по той причине, что они отреклись от Богочеловека, Который является единственным спасением человека от греха, смерти и диавола. Кто не за Богочеловека, тот неизбежно против человека, а значит убийца.

Богочеловек дает человеку то, чего не может дать никто иной: победу над смертью, грехом и диаволом, вечную жизнь, вечную истину, вечную справедливость, вечное благо, вечную любовь и радость, всю полноту Божества и Божественных совершенств: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Поистине, единым на потребу55 для каждого человека является чудный Богочеловек.

Второй Ватиканский собор — это возрождение всех вместе взятых европейских гуманизмов, или, скорее, не гуманизмов, а трупов. Может быть, кто-то будет отрицать бытие единого Богочеловека Христа, всемирного Спасителя? Но если это невозможно и Вседержитель Богочеловек, как иное мысленное солнце, сияет посреди небосвода, то разве гуманисты не мертвецы, не трупы? Ватиканский собор настаивал на догмате о непогрешимости папы-человека, между тем как все гуманисты неразумно совершают один и тот же достоплачевный труд: они оцеживают комара, а верблюда поглощают! (ср.: Мф. 23, 24).

Эта непогрешимость человека — не что иное, как приговор всем гуманистам, от служителей Ватикана, возведших эту непогрешимость в ранг догмата, до сатаниста-гуманиста Сартра. Пусть не покажется странным, что в гуманистическом пантеоне Европы все боги мертвы, все во главе с европейским Зевсом.

Лишение человека его богочеловечности является ядром догмата о непогрешимости папы как человека. Этого добивались все гуманисты, даже самые религиозные из них. По мере удаления от Богочеловека любой гуманизм постепенно превращается в нигилизм, что доказывается современной несостоятельностью всех этих систем во главе с папством, которое опосредованно или непосредственно, добровольно или нет является отцом всякого европейского гуманизма. Полного своего банкротства Ватикан достиг в догмате о непогрешимости папы. Этот догмат — последнее слово нигилизма. Все гуманистические системы европейца по сути — это непрестанное восстание против Богочеловека Христа. Всеми возможными средствами предпринимается ниспровержение всех ценностей, а Богочеловек на всех европейских престолах заменяется человеком. Стало быть, больше нет одного «заместителя Христа», но их стало бесчисленное множество, и все они облечены в различные одежды. Поскольку ватиканский догмат провозгласил человека непогрешимым, то по всей Европе будет бесчисленное множество «пап», как в Ватикане, так и у протестантов. Между ними нет существенного различия, потому что папство — это первый протестантизм.

Непогрешимость существует, но лишь в Богочеловеке Христе, Который есть вечный глава Церкви, Сама Всеистина.

Богочеловеческие свойства

Ибо мы соработники у Бога (1 Кор. 3, 9). Идеал истинного и совершенного человека был явлен в лице Богочеловека Христа. В Церкви верующие становятся одним телом с Богочеловеком Христом. Они духовно рождаются с Ним и в Нем преображаются, сораспинаются, совоскресают, приобщаются Его Вознесению и живут с Ним вечно. В этом богочеловеческом общении и состоит спасение и освящение человека.

Это является целью творения человеческого рода. В этом общении заключалась райская жизнь первых людей. Падение произошло тогда, когда мы прервали это общение и по своей воле начали творить грех, стали соработниками диавола. От этой гибели ничто не могло ни исцелить, ни удержать, разве только явление Бога Слова, понесшего нашу природу, чтобы вернуть прежнее состояние и равновесие — общение с Богом. Посредством Своего Тела — Церкви — Богочеловек Господь стал и остался краеугольным камнем всей Вселенской Церкви. Все, что Богочеловек Христос приносит людям, становится их достоянием посредством Святаго Духа, Который есть душа Церкви, Который соделывает спасение каждого ее члена. Вне Святаго Духа, без Него ничто из Божественных даров не может стать нашим. Как в Пресвятой Деве Христос воплотился от Святаго Духа, так и в верующих Он духовно воплощается посредством Святаго Духа56. Посредством благодати Святаго Духа совершается уподобление человека Христу, то есть его спасение, освящение, обожение и вся полнота Божественных обетований.

После Своего Вознесения на Небо Господь наш послал в мир Святый Дух, Который пребывает в теле Церкви как душа, как ум, как сознание, как ее жизнь. Сей Утешитель, Всесвятый Дух, является главным свидетелем об Иисусе — воплотившемся Боге Слове. Утешитель — это Тот, Кто домостроительствует, Кто совершает среди верных богочеловеческое дело Спасителя. Им Церковь живет, действует и существует. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троическим единством священнотайне»57. Святый Дух создает троичное начало в каждом члене Церкви; он спасает, освящает, вразумляет, обоживает человека и осуществляет божественное его предназначение. На лестнице спасения с начала и до конца Святый Дух подает благодать в необходимой мере и руководствует каждого члена Церкви. По сути христианство — это плод58 Святаго Духа.

Святый Дух, как Бог, Единосущный Отцу и Сыну, бесконечен и безграничен. То же самое можно сказать и о всех Его дарах. Дары эти различны, но Святый Дух объединяет их в Божественном единстве так, чтобы объединять и тех, кто обладает ими. Дары Святаго Духа, будучи различными, существуют в едином теле Церкви. Все они служат одной цели, берущей начало из одного источника. По этой причине духовные люди ощущают между собою органическую связь в благодатном вечном единстве, несмотря на то что, рассматриваемые по отдельности, они как личности совершенно различны. Всесвятый Дух Своей Божественной силой объединяет всех верующих в одно тело — Церковь, архитектором и строителем которой Он является. Святым Духом создано и непрестанно создается святое, богочеловеческое и вселенское тело Церкви, которое всегда едино и неделимо, где каждый человек любой расы и национальности, раб и свободный, богатый и бедный, образованный и невежда становится новым человеком во Христе.

Жизнь христианина—это непрестанный подвиг претворения во Христа, в Богочеловека. Это означает, что Сам Христос находится в христианине полнотою Своей богомужной ипостаси, дабы он жил уже не как человек, но как причастник жизни Христовой, чтобы он стал по душе весь христоподобным, чтобы образ Христов отражался во всем его бытии. Кто-нибудь спросит: как изображается в нас Христос? Через святые таинства и святые добродетели, преображающие человека. Преображение начинается со Святого Крещения. Оно, подобно естественному зачатию эмбриона во чреве, живописует образ Христа в верующем. Впоследствии при ведении добродетельной жизни во Христе, при соблюдении Божественных заповедей этот образ дополняется и совершенствуется. Этот процесс продолжается всю нашу жизнь, доколе не изобразится в нас Христос (ср.: Гал. 4, 19).

Воистину Христос, и никто иной; даже наше собственное «я» не должно изображаться в нас. Без образа Христа в человеке человек становится чудовищем, чем-то ужасным и нечеловеческим! В одном из своих посланий божественный Павел говорит, что предвечный совет Троичного Бога — это возглавление59 во Христе, вохристовление всех, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10).