Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©
2 2 Кор. 13, 13.
3 Архимандрит Иустин (Попович) (1894–1979) — выдающийся сербский богослов и церковный деятель, недавно канонизированный Сербской Православной Церковью, преподобный (память 25 марта / 7 апреля).
4 Антропоцентричный — имеющий своим центром человека.
5 Октоих. М., 2003. Л. 183.
6 Ср.: Быт. 1, 26.
7 В оригинале: ??? ??????????
8 Дословно: «разумнотворение всего» (? ????????????? ??? ??????).
9 Гал. 5, 24.
10 Ср.: Рим. 7, 14.
11 Ср.: Флп. 4, 13.
12 Ср.: Мк. 5, 19; Лк. 8, 30.
13 Дословно: «благодать вместо благодати» (????? ???? ???????).
14 Еф. 3, 18.
15 Апостасия — отступление, отступничество.
16 Богиня Кирка — в греческой мифологии дочь бога Солнца, волшебница.
17 Ср.: Флп. 2, 10.
18 В оригинале: ????????????.
19 Ср.: Рим. 6, 6; Еф. 4, 22; Кол. 3, 9.
20 См.: тропарь Святой Пасхи.
21 Триодь цветная. М., 2003. Л. 2, об.
22 Ср.: 1 Кор. 9, 22.
23 См.: Архимандрит Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. Внешняя миссия нашей Церкви. Афины, 1969. С. 55.
24 Так в оригинале.
25 Ср.: Еф. 2, 18.
26 Ср.: Ин. 14, 6.
27 Ср.: Еф. 4, 22, 24.
28 1 Кор. 15, 49.
29 Имеется в виду «Гора искушений», которую до сих пор показывают в Иудейской пустыне. По преданию, именно на ней провел Господь сорок дней в посте и молитве, там к Нему приступил искуситель.
30 Ср.: Евр. 11, 33–34.
31 Ср.: Евр. 6, 19–20.
32 В Греции в период турецкого ига 1453–1821 гг.
33 См.: Евр. 7, 26.
34 Здесь уместно привести мысль святителя Игнатия (Брянчанинова) из приложения к его «Слову о смерти» о том, что духи — Ангелы и демоны, а также и душа человеческая — называются бесплотными лишь по сравнению с грубыми человеческими телами. В сравнении же с Богом, единственным действительно невещественным Духом, они суть вещество. Святитель Игнатий выражает общую мысль святых отцов, ярко высказанную преподобным Иоанном Дамаскиным. Последний, излагая учение Православной Церкви о природе Ангелов, говорит следующее: «Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 45–46).
35 Ср. в Синодальном переводе: обличит Меня в неправде.
36 Ср.: Мф. 23, 13; Лк. 11, 52.