Старец-утешитель

Ну, читай, какие грехи есть еще, говори. Простит Господь, да еще как простит-то!.. Ты помнишь в Евангелии, как простил Господь: одному пятьсот рублей, а другому сто копеек?.. А?.. Что больше? Сто копеек или пятьсот рублей?.. Господа благодари, не меня… Ты вспомни: как в Евангелии пришла к Господу грешница, Господь принял ее и простил множество грехов ее, а фарисеи стали осуждать и роптать на нее; как Господь сказал: "Симоне! имам ти нечто рещи. Два должника были должны одному человеку: один был должен сто копеек, а другой пятьсот рублей. Он им долг простил обоим. Который же больше его за то полюбит?.. Тот ли, которому простил сто копеек, или тот, которому простил пятьсот рублей?.."[3].

Это все вражие. Глядела на картинки, и страсть в тебе действовала, и ты ею услаждалась. Иной раз какую хулу нанесет враг в помыслах, ведь и выразить-то нельзя, грех… Просто говори: хульные помыслы… Ты пойми: страсть в тебе действовала, а ты ею услаждалась. Господь все простит… Ведь Он простил пятьсот рублей и сто копеек простил… Кто сколько просил, тому столько и простил. Давай сюда, я прочитаю. Напиши. Все мне говори. Что же, что в гостях, все-таки должна спрашиваться, а не по-своему делать. Молчи. Раз, другой оговорят, так лучше будет. Там видно будет, молчи да кланяйся. Нужно еще с нею поговорить об этом. Об стоячках я ей скажу сам, не от одной тебя, а от многих я слышу, что очень неудобно во всех новых постройках сделано.

Да ведь там всегда должен гореть ночник… Да ведь дел-то у нее очень много? Ведь посуди сама. Дела все вдруг скопились, а это нужно ей говорить самой… Пусть к тебе ходит Гр., Гр. будет жить с больною Пар. в одной келлье и будет ходить за больными, пусть она ходит тебя наведывать и что нужно сделать.

Ну, очень рад, что тебя видел, — дай мне чулки. Ступай. Если можешь — оставайся ко всенощной, а не можешь — ступай. Это от слабости. Хоть и ничего не читаешь, хоть и целый день лежишь, да усердней твори Иисусову молитву. Спать захочешь, спи на здоровье, а как проснешься — Иисусову молитву твори. Молись сколько можешь, а работу бери только от уныния. Молитва дороже, хоть лежа молись, работу оставь, только от уныния бери работу. Усердней твори Иисусову молитву. Напиши мне, что нужно. Все открывай. Все говори. Ничего не скрывай. Напиши, мне прочитать легче, чем говорить.

[Исповедь] 30 января 1879 года

О тщеславии

Ну, что скажешь, ваше высокобольная?.. Покаяться хорошо, а исправиться еще лучше… Ну, говори, в чем виновата? В чем открывается тщеславие?.. Вот и укоряй себя так: тщеславная, да еще соня… Тщеславная соня. Как придет тщеславие, так молись: "Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою"[4]…

А в церковь ходи… Ведь помыслы тайные? от тайных помыслов не следует оставлять церкви, а должно укорять себя и каяться. Знай грудь да подоплека![5] Молись: "Господи, от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади рабу Твою". Тщеславиться тут нечем, всегда ходи, когда только можешь: и к утрене и к обедне… ведь можно же выспаться? Пораньше ложись… Если в десять часов ляжешь, выспишься, а в девять — так и очень можно встать к утрене.

Разве можно всех слушать? Мало ли чего ни скажут, всех не переслушаешь… Конечно, по немощи и болезни ты не всегда можешь быть в службе, но как только в силах — ходи… в церкви можно и посидеть, когда устанешь, это ничего…

Чем же тщеславиться, когда обутая спишь?.. Апостол Павел говорил, что нечем ему хвалиться. Если он говорил: "Токмо о немощех своих похвалюся"[6], что ж мы-то имеем, кроме немощи?.. Ты послушай! Какая ты ни есть чудачка, а все различишь, когда от тщеславия тебя учить станут?.. Варв[ара] дура, а понимает очень, что ты говоришь ей от тщеславия… Что ты сделала хорошего? — ничего!.. а если бы и сделала когда что… береги-молчи.

Конечно, болезнь бывает и от тщеславия. Как ты почувствуешь тщеславие, вслух не читай, а читай одна, для себя… Так так и говори: "Давайте вам почитаю в укорение своего тщеславия". Чего же тут не понять, говоря: "давайте вам почитаю" — они не поймут и не знают, в чем дело, а ты одна понимаешь и должна чувствовать укорение. Читая, читай для себя, а не для других. Прочитай в "Лествице" в 23-й степени в конце перед хульными помыслами, что там пишут о тщеславии: конь, на котором едет гордость, есть тщеславие, — там и увидишь: коня и всадника вверже в море и в бездну смирения… Чуть что сделаешь не так — кайся. Этот страх — к исправлению. Праздник можно пробыть, а к масленице уезжай домой. Я ослаб.

[Исповедь] 24 февр[аля] 1885 г[ода]

Бог простит. В чем же ты зазираешь? Да разве ты лицемер? Что сказано в Евангелии-то: лицемере! вынь прежде бревно из глаза своего, тогда и увидишь, как вынуть нужно будет сучок из глаза ближнего; и грех ближнего Господь уподобил сучку, а свой — бревну[7]. А сама-то ты во всем исправна? Если нет, так как же других-то зазираешь? Знаешь ли ты: в "Добротолюбии" один из отцев святых пишет, чтоб не зазирать других — зри блуд твой… Блуд свой смотреть велит, — это значит: свою неисправность.

Уж видно, придется весны подождать. Теперь пошли им что-нибудь на прокормление, а тогда приедет начальница, весною и переведем. Без начальницы, согласись сама, ведь переводить неловко.