Старец-утешитель

[Исповедь] 14 марта 1886 года

В прежнее время тебе не только не следовало быть в уединении, но даже было и опасно. Бог весть, что могло бы с тобой случиться. Тогда очень было опасно. Теперь – другое дело. Никого не осуждай. Укоряй се­бя. Реже ходи. На новоселье можно сходить. Ты послушай: то ли тебе приходилось переносить в жизни... а теперь за толчком гонишься. Какие скорби мужественно переносила прежде, а теперь упадаешь духом из-за пустяков! Конечно, пустяки. Верь мне, что м. Е. от чистого сердца тебя учит и тебе очень полезна жизнь с А. И. Никто вас так не выучит, как вы друг друга. Вы друг другу очень полезны. Хоть и безумные люди поносят, все-таки надо молчать. Св. Давид во псалмах говорит: ...поношение безум­ному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси[50]. Это значит: безумный поносит всячески, а нужно молчать: онемех и не отверзох уст моих. Почему? ...Яко Ты сотворил еси, то есть Господь попускает за грехи безумным поносить нас, потому и нужно молчать. Как можно старайся ближних не испытывать, жить и говорить проще. Никогда, ни­когда не испытывай.

[Исповедь] 8 февраля 1887 года

Мы ждали тебя к сороковому дню, а ты вот как рано приехала... Видно, дома-то соскучилась...

9 февраля.Хотел бы взять, да все не приходится – видишь, сколь­ко народа... Если же взять теперь, устал, вредно мне бывает.

М. Г., где твоя арфа? Это блаженный человек, по-блаженному живет. Чудак, когда над ним смеются, думает, что так и нужно, еще борится[51]...

Дурак! Дурак тому не рад, что он дурак... Арина! не Марина, если бы была Марина, то у нее была бы гал-ва (?). Арина! Кашу варила... Что реку сему чудаку? Что и как ему возглаголю, человеку, творящему свою волю, который молчит, молчит да тогда и заговорит, когда много каши наварит... Зоя, назойлива стала. И ближний мои отдалече мене сташа... Где же ты ее видела? Я и нынче могу благословить: Бог благословит, можно сходить, только будь осторожна. М. П.! Мое вам почтение, уважение и т. п.

10 февраля.Не только сегодня, я и вчера хотел тебя взять, да все не

приходится. Билет на тебя вынимается все без выигрыша. Как ни вздумаю взять тебя, приходится кого-нибудь другого. Ну, ничего. За то попадет когда-нибудь на твою долю – раз! горазд... билет в 200 000 тысяч.

Ступай, не мешай нам. Погреб плохо сделан? Когда завалится – сделаем другой. Как так? Почему же не сделаны подпорки?

Будет жить не у тебя, а в больнице. А ты не проговаривайся, не зови. Да разве есть у тебя место? Будь осторожна, не зови. Ну как вы с М. поживаете? Да ты послушай: видишь, сколько народа, времени нет, не успеваю брать.

А ты не обращай на это внимания, будто как не видишь. Скажи ей когда-нибудь: «Губы дуть – ничего не дадут»... Ступай! Н. ми­риться приехала, нужно ее взять. Никак нельзя теперь, ни тайно, ни явно. Приехал сюда один господин, семь лет не готовился, и то архи­мандрит на сырной неделе не дозволил ему готовиться.

Что это такое? Бог благословит.

[Исповедь] 12 февраля 1887 г[ода]