17 сентября 1830 года.

126. Просите Господа, чтобы вместо телесных открыл бы вам и сердечные очи. Наказание получаем за самоволие

Писаньице ваше из С. — Петербурга я удостоился получить, и прочитав, содержанию оного внял. Благодарю вас за памятование и доброжелательство о моем окаянстве.

Что вы по своему неограниченному усердию изволили ожидать мою худость, то, видно, за премногие грехи мои, я оказался недостоин поклониться угодникам Божиим, преподобным печерским чудотворцам и вашу святыню лицезреть и собеседовать. Но, слава Всемилостивому Господу Богу, всегда лучшее о нас строящему, и да будет имя Его благословенно отныне и до века!

А что вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Господь послал на телесные очи слепоту, то за сие да будем благодарны создавшему нас и устрояющему наше спасении единственно для назидания душевного, дабы Всемогущий Господь по своему неизреченному милосердию вместо телесных открыл бы вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ драгоценнейших. — И когда Господь дарует, хотя и едино открыть из оных, тогда воистину увидим всераспростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага диавола и при помощи благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием паки молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать сопернику нашему, дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные. — Тогда воистину ощутить внутри сердца своего душевный мир и любовь к Богу, яко всем человеком. Тогда благодатные наши минуты нам будут чувствоваться, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое, утешением неизреченным коим и благое ваше желание ко вечности наполнится.

Что же касается до жалости достойной нашей племянницы Марьи, которая, что спеть и спела, то и пожинать будет свои плоды прекословия и преслушания. Нам с тобою должно сожалеть и молить Всемилостиваго Бога, дабы Он всемогущею своею десницею изволил ее от греховного жительства, и хотя, по Писанию, «браздами и уздою востягнут к покаянию» (Пс., XXXI, 9) не приближающихся к Всемилосердому Господу, Спасителю и Искупителю нашему! И аще Господь не созиждет ее всю, мы можем над оной трудиться. Видим мы, сестрица, из самых событий и опытов, сколько вы со своей стороны сострадали и все способы употребляли, дабы ее остепенить и в чувство достодолжное привести, дабы она хотя мало пришла в страх Божий; но, как видно из последствий, все ваши дела, усильственные старания остались тщетными и служащими вам к поношению.

За нашу прежде употребленную волю и самосмышления это продолжается в наказание, а как теперь ты искусилась в сем примечательном поступке, то можешь и других советом снабжать в предосторожность. Впрочем, да не унываем, покаянием и слезами наполняем сии проступки.

О себе же и о своем положении вас уведомляю. Я, cлава Премилосердому Господу, доколе долготерпящему премногие грехи мои, хотя и при всякой слабости и дряхлости, но еще жив и слабое движение на своих ногах продолжаю и роскошную жизнь препровождаю: чай пью после обеда пред вечернею почти каждый день и пищу хорошую употребляю до избытка.

Пребываю с моим достодолжным высокопочитанием и братскою любовию вашего преподобия, прелюбезнейшей моей сестрицы и благодетельницы покорный слуга и недостойный богомолец.

127. Что значит «отвержется себе»? (Лк., XIV, 27)

В письме к бедной сестре Ефросинии помещу от Евангелия для опровержения начатой ей жизни, ни с чем не сообразной: «Аще кто не отвержется себе и не возьмет креста своего и всего имения, и сродников и в след меня не пойдет, не может быти мой ученик» (Лк., XIV, 27). Что значит — «отвержется себе»? О сем cвятой толкуют явственно, — что оставить волю свою и все хотение свое и предаться в тризну послушания, — вот и выполнение спасительной заповеди.

А она кому повинуется, хотя и пишет, что любит с духовными жить, да не известно, какового она духа. Ежели же она скажет, что я предала себя во всем батюшке о. Мелетию и пред ним всю волю свою отсекаю, на что ей скажем, что сие невозможно в точности: во–первых, в рассуждении различия нашего пола и, во–вторых, с ним не живши, нельзя все повсечасные помыслы открывать и наставления приличествующие и предохранительные принимать, дабы удаляться от этих поползновений повсечасных; в–третьих, хотя он старец и высокой жизни, но пустынник, и с нами различествует в жительстве, а потому по свойству нашего искуса не может нам от опыту преподать, сам не искусившись в таковом повиновательном жительстве. Словом сказать, смотреть на его трезвенную жизнь можно, а постановлении к нам не годятся: видно, хотя и свят, да не искусен, — частно можно пользоваться, а не совершенно.

О сем св. Исаак Сирин пишет так: «Вопроси невежду во искусе бывша, нежели премудраго от начтения или от наслышки» и прочее. Но довольно нам в доказательство привести свой опыт. Она пишет, что живя шесть недель в доме и непрестанно наслаждалась богодухновенными наставлениями св. старца Мелетия было довольно время о многом пренужном и посредственном трактовать, а особливо о предосторожностях сообращения с юными. Но что же, так много пользовавшись, скоро позабыла или совсем не напуствована; почему ж она в Новоржевске с купеческою дочерью было запуталась. Она наслаждалась шесть недель от о. Мелетия поведениями о небесном, но с предохранением, как побеждать страсти.

128. Враг за сердечную молитву восстает на тебя, но ты не покоряйся! В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ничего не отвечай врагам, а только молись за них