Описанное тобою искушение происходит от диавольской зависти. В Добротолюбии в главах Марка Подвижника о мнящихся от дел оправдатися в главе 88–й сказано: «Егда увидит диавол, яко ум от сердца помолился, тогда велия злобные искушения наносит». Проще сказать, враг за сердечную молитву восстает на тебя и хочет отвратить от оной, но ты не покоряйся ему. Искушение это милостию и помощию Божией пройдет, только ты против вражеских помыслов не представляй доказательств, потому что, по слову Лествичника, враг злохитрый может с своей стороны представить тебе много возражений. Просто продолжай молиться, стараясь не внимать вражеским помыслам и презирать их, повторяя сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Св. Лествичник пишет: «Именем Иисуса бей ратников, — несть бо сильнее оружия ни на земли, ни на небеси».
Не врагам противопоставляй, а сама про себя думай, что Святейший Сын Божий во время Своей земной жизни с грешниками ел и жил, и не отрекся вечерять в дому Симона прокаженного, и дозволил явленной в городе блуднице прикасаться и лобызать Пречистые Свои нози. Ежели свет солнечный, проходя нечистые места, излучает многих и не повреждается, кольми паче великое милосердие Божие сильно потребит все нечистые грехи каждой христианской души кающейся. В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Монасия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение, то додерзают все грешники кающиеся, тем более, что Монасия, окованный железными узами, как бы невольно каялся: не могши преклонить телесных колен, преклонял только колена сердца (Ср. II Пар., XXXIII). Словом, кратко сказать, ничего не отвечай врагам, а только молись и молись, призывая в помощь и милость сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир грешных спасти. А бестолковые толки вражеские, делать нечего, потерпи и понеси, — чрез это стяжевается опытность духовная. Знай и твердо помни.
129. Отвращайтесь от помыслов превозношения. Упущение правила заменяйте раскаянием и смирением
Немирство же происходит от прекословия и происходящих споров. Старайтесь всевозможно избегать их, а более себя смирять, укорять, на сие Бог призрит, дарует спокойствие при малых делах ваших и при всех немощах. Когда в оных приносите покаяние и себе зазираете, приняты будуте Богом лучше, нежели великие труды и подвиги, понесшие с высокоумием и мнением о себе. — Гордостные помыслы отвергайте, помните слово Божие: «Аще и вся повеленная сотворите глаголите, яко рабы неключими есмы; еже должни быхом сотворити, сотворихом». Мы еще и много преступаем повеленного нам; конечно, враг не престает приносить помыслы высокоумия, дабы осквернить наши дела, но мы должны отвращаться и памятовать, что мы делаем не своею силою, а Божиею помощию. Когда же похвалимся, то лишаемся помощи Божией и познаем нашу немощь.
Ежели что оставите из правил, то заменяйте раскаянием и смирением. Благодарите же Бога, что он вас обучил терпению; и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпения не только от внешних, но и от внутренних духов злобы, понуждающих к действию страстей или к отчаянию. Сами поучайтесь в учении св. отцев, но более в деятельных, а не с умозрительных, от которых вы уже пострадали, прежде времени взыскав оную, что даруется во время свое, по деланию и трудов и совершенном смирении.
130. Хотя и с принуждением, принимайтесь за правило и за чтение духовных книг. Бог, видя ваше понуждение, пошлет свою помощь. В чувственной брани, как воины, закаляемся испытаниями. Смиренномудрие сердца врачует страсти
Пишите вы о своих немощах, лености и нерадении и прочее и что разве с понуждением только принимаетесь за правило и за чтение духовных книг. — Находясь на поприще духовной брани как же не иметь противления и борьбы от врага? В том показуется или искушается наша вера и любовь к Богу, когда мы, хотя с принуждением, приступаем к делу. Бог, видя наше понуждение, пошлет и помощь свою. Так что с покоем все будешь исполнять, но тогда уже будешь знать, что не своею силою, но Божиею помощию творишь. Когда же бы легко проходила какую‑либо добродетель, то приписывала бы своим силам и пленялась бы умом в высокоумии, а оное большой вред с мнимыми исправлениями принесло бы, нежели теперешнее неисправление, тут и по нужде имеешь мысль смиренною, не видя в себе ничего доброго, но не отчаиваясь, и от сего часть Божия есть, и получаешь прощение свыше тебе.
По чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако перевязав раны, в бой вступают, и за сие получают великие награды от Царя. Так и на умной нашей брани — Царь Небесный взирает на воинов своих и, видя борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих подвига, посылает им свою помощь и награждает духовными дарованиями. Пишет о сем один духовный муж: «Егда искушения различны, и страсти, и немощи, и недоумения обымут нас, тогда наипаче утверждаются в вере о Господе и не отчаиваться подобает, да не повинишася врагу твоему, еже отступати от подвига и уклонитися в отчаяние. И аще тебе сие случится, да веси яко завидяй сатана приложению доброму твоему, так вооружился на тя, ты токмо не унывай, поверь, и посетит тя вскоре Господь тайным утешением Своей благодати».
В числе сих заключается и та брань, о коей ты пишешь, что всякий день страдаешь, о коей можно еще тосковать, что попущена за явною твою гордость о прежде бывшем утешении. Врачевство сему — смиренномудрие сердца. Св. Исаак и прочие многие святые отцы пишут: «Аще не будет человек утомлен страстями душевными и телесными, не может умудриться в бранях, познать своей немощи и смирения». Итак, не отчаиваясь в милости Божией, читай книги более деятельные и подражай их учению, и в немощах смиряйся! Премилосердый же Господь да просветит тебя на правый путь и укрепит на оном.
131. Милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся. Пока не смиришься, не будешь свободной от брани. Не отчаивайся, но возверзай грехи на милосердие Божее
Удивляемся вашему малодушию и сожалеем о вас. Вы, прочтя показанные вам главы, более отчаялись, что жизнь ваша не согласна со Святым Писанием. Надобно о сем точно соболезновать, но с раскаянием и смирять себя, а не малодушествовать и раскаиваться, зачем шла в монастырь. Надобно благодарить Бога, что изволил из тьмы в свет привести. Что делать, если и неисправны, — не отчаиваться, а читать святых отец, хотя понемногу. Видя свою неисправность, все‑таки зазришь себя; а не читав, не будет себя зазирать и не будешь смиряться. То еще бы было хуже, когда б видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу — это была бы явная погибель. Ты, может быть, и прежде была на сем пути; но когда видишь свои грехи и каешься об них, милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся от тяготы оных, призрит на тебя, и отженет от тебя все вражеские козни, и освободит тебя от страстей. А доколе не смиришься, не думай быть свободной от брани; в брани же случается победа и побеждение, а Бог зрит на наше произволение и на смирение, а по оным получаем и помощь или оставление. Св. Петр Дамаскин, исчисляя семь деланий телесных, говорит: «Начинает ум зрети своя согрешения, яко песок морской; и сие есть начало просвещения души и знак здравия ея; добродетель видит свои грехи, но не добродетели, а грехи видя, не отчаевается, а более смиряется, и милость Божия и осеняет человека». И Григорий Синаит пишет, что «аще не будет человек побежден и порабощен всякой страсти, не может иметь себя худше всех. Первое смирение рождается от добродетели, а сие последнее от грехопадения, однако ж не мешает милости Божия. Тот же cв. Петр Дамаскин, восставляя от отчаяния, пишет: «Обаче не подобает нам отчаиваться, несущим яко же подобает быти. Зло убо сие, яко согрешим, убо человече, что же Бога прогневляеми и неразумна, и немощна вменяеми его, ежели не может спасти души твоей сотворивый, толикии его же видими тебе ради мир. Аще же глаголеши, яко и сие, паче осуждениями есть, яко и Его снисхождение. Покайся и приимет Господь покаяние твое, яко же блуднаго и блудницу. Аще же сие ни можем, но по навыкновению согрешив в них, в них не хотел еси. Ими смирение, яко же мытарь, и довлеет ти во спасение, ибо и не покаяне согрешит и не отчаивайся, понуждь иметь себя хуже всех тварей и не дерзай осудить или укорить какого‑то человека. Аще и дьяволу в согрешении повинуюся, но паки страха ради Божия преслушает врага, понуждающаго его к отчаянию, и от чего часть Божия есть». Подобное сему сама читай и прими от сего утешение души своей, но не отчаивайся отнюдь, а возверзай на милосердие Божие грехи свои.
132. Во всем оставляй свой разум. Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. О борьбе с блудными помыслами
За вольное твое сознание в хвастовстве прощение вам даруется. Что на вашу прежнюю записочку не мог к вашей любви отписать, в том вы меня не вините, разве вы не помните духоносного Павла апостола: «Тем же хотехом приити к вам, аз убо Павел, единою и дважды и возбрани нам сатана» (I Фес., II, 18). Когда же таковому Христоносцу попущением Божиим мог возбранить сатана, я же, окаянный, что только могу подумать в предуспеянии своем. Жалуетесь на брань и что не поредку побежденною бываешь, и от сего часто унынию придаешься. Вам возвестила матушка преподавать на каждое по 50 поклонов, то, хотя вам кажется и малозначительной епитимья к удовлетворению, но вы да помните свое звание послушницы, и не должны составлять ни в чем свой разум! Довольна будь заповеданием и со страхом и умилением проходи данное. Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. Человеколюбивый и Премилостивый Господь по своему милосердию туне нам и сие дарует. Как мы с тобою наклонности имеем к тщеславию и гордыни, а потому нам и не даруется желаемое вами раскаяние и умиление; мы должны все сие со смирением навершать и считать себя хуже всей твари, и покойна будешь. Я, хотя прескверен и триокаянен, но уповаю на милосердие Божие, что не попустит вам впасть в глубину пагубного отчаяния, но своею всемогущею десницею восставит и утвердит впредь на успеяние и совершенное спасение.
А что на вас воздвинута или попущена блудная брань, то о сем напомяну твоей любви в 4–й части «Добротолюбия» в «Слове о рассуждении» пишет св. Кассиан Римлянин словеса св. Аполлоса к отчаявшемуся брату, в мир идущему: «Не дивися, чадо, ниже отчаявайся, аз бо в толицем возрасте и седине сый, а зело от сих помыслов стужаюся. Не отчаявайся убо о толицем раждежении, еже не только человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием».