При скорбях надо молиться за творящих вам напасть (Ср. Мф., V, 44).

(Приписка старца Льва)

Прошу и молю по возможности ваших сил стараться выполнить писанные советы и наставления батюшки духовника о. Макария. Также и я, грешный, повторяю: старайся хранить свои чувства, а особливо зрение и продолжай свое безропотно терпение со благодарением при находящих неприятностях. Когда с помощью Божиею будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей «молиться, по заповеди Господней, за творящих вам напасть» (Мф., V, 44), — тогда явственно ощутить в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов, любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим.

16 марта 1829 года.

141. Чаще открывай свои помыслы и духовные чувства. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., V, 44). Совет о поездке в св. обитель

Вы пишите и напоминаете мои уверительные обещания о вашем попечении и вашем положении, пристройстве к назиданию душевному жительствованию. Касающееся до моего в письме означении, то воистину писано во утешение ваше! О теперешнем же вашем телесном положении: матушка Ангелина, как сама из немощнейших и, по–видимому, келейная Анисья во всем верх берет и на своем поставляет, что только захочет, — пусть, Господь с ними, вы перейдите к матушке Варваре и с помощью Всевышняго Создателя нашего и Искупителя жительство продолжайте, почаще открывайте свои помыслы и внутренние действия в чувствах, мало–помалу объясняемые ваши язвы не предуспеют на горшие, но исцелеют благодатию Господа нашего Иисуса Христа, и я, непотребнейший, матушке сей же почтой пишу, дабы она приняла вас к себе в сожительство! И батюшка Макарий ей тоже благословит вас взять, о чем остаюсь благонадежен о вашем положении и надеюсь, что вам теперь после толиких попустившихся скорбях Господь дарует отдохновение! А о матушке не беспокойтесь, она и от прочих довольно страдала и от вас, но Премилосердый Господь от Своего милосердия, хотя и попускает ей от всех скорби, но и подает ей терпение и тем предуспевает в здравый разум и к совершенному рассуждению! Поелику писано есть в 33–м псалме: «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь» (Пс., XXXIII,20).

А что вы выражаете свои чувства и благие намерения, то и воистину так и есть, когда будем таковые чувства изъяснять со смиренным мудрованием (то есть, с Божиею помощию и за молитвы отец наших и матерей). А без сих объяснений опасно, поелику мы не можем быть утвержденней. Св. апостолу Петру — и тому было попущено впасть в малодушие и отречься от Иисуса Христа.

А что Александра Ивановна не благоволит к вам и препятствует матушке вас к себе взять — это обращается к твоей пользе и утверждению, поелику Ал. Ив., чтобы не значила, но против наших с батюшкою советов и позволений не будет сметь противиться! И вы будете покойны, только причин или вин ко оскорблению ей постарайтесь не подавать и Господа Бога о ней молите и просите, дабы дал ей Бог по Своему человеколюбию здравый разум и истинное рассуждение к познанию достодолжных христианских правил и, когда, по нашему совету, будешь употреблять, то Ал. Ив. совсем противу вас будет другая и любовию сорастворенная во размышления, иже и во мнения вдаваться нам с тобою не токмо не полезно, но зело вредно! И теперь можете видеть из последствий ваших припадков и прочих вами упомянутых душевных пагубных помыслов, внушаемых от всеобщего врага, от коих да избавит вас Премилостивый Господь своею неисследимою милостию и благодатию. Бояться же Ал. Ив. не токмо спящей, но и бдящей не должно: она, хотя имеет вид и свирепый, но однако благомыслящих мыслей не отвергает, но желает спастись так, как и прочие девы…

На последнее же ваше прошение или, сказать, желание, дабы вам решительно утвердить, чтобы вам с единой матушкой Варварою в нашу св. обитель в повозке ехать, но, хотя ваше прошение можно почесть для вас и полезным, но, однако, я воображаю и сорассуждаю, что матушку Варвару и Ал. Ив. огорчить и оскорбить сим поступком не должно. Значительно Ал. Ив. обязана во многом, да, кажется, дабы нам с нею за нее и от Бога не понести греха, яко неблагодарными и любви по заповеди не оказавшими…

Кроме того, ежели она паче чаяния сама не захочет под каким‑либо предлогом, тогда можно будет почесть за Промысел Божий, а самовольно ее оставить нам с м. Варварою пребедственно. Да тебе же, о малодушнейшая Анна, кажется, можно понудиться и с ними вместе ехать, когда только согласятся! А ежели несовместно, то можете с Борисовскими поместиться, я о сем пишу матушке или уже, когда обстоятельства и с ними не позволят, то можно с кем другими ехать, только бы вместе с кем‑нибудь из благонравных или, по нужде, и одной особенною подводою. Не согласится ли Екатерина Семеновна, просвирная помощница, — вложенною записочку ей представьте и почтение объявите. А до времени о поездке своей ни с кем не молвите. Пребываю с моим обычным благорасположением и преданностию.

Еще матушке доложите, что у нас строение продолжается с успешностию для Меланьи Ивановны, но удивляемся, что от нее писем не получаем. Бог Един весть, мы полагаем, видно, не здорова. А нам потому не велит писать, дабы сына в печаль не ввести, да и у ней там вернейших к ней мало, а которые и окружают ее родственники, только своих выгод ищут, а не ее пользы, потому что мы в последнем письме писали к ней и уведомляли, что покои готовятся для нее, дабы денег прислала и сама ладилась ехать к нам — и нет ответа никакого, но да будет воля Господня во всем.

20 апреля 1830 года.

142. О переходе в другой монастырь

Вы пишете и по своему неограниченному усердию и благорасположенной вере вопрошаете мою худость, что из‑за повстречавшихся вам искушений во обитаемой вами святой обители вы намереваетесь дать место гневу и просите мою унылость, дабы я, скудоумный, утвердил ваше намерение. Я, находясь в крайней слабости и почти беспрерывных со многими занятиях, просил вашего по духу брата Михаила Иван., дабы написал к вашей любви мое соизволение, которое с сим вкупе и будете читать. Но только вдобавок извольте со благодушием долготерпеливо выслушать от моего непотребства некоторое пояснение, поелику в нашем монашеском звании святыми отцами ограничен переход из одного монастыря в другие монастыри и объяснены вины, ради которых позволено переходить и о коих подробно вам не в силах за слабостию объяснить, да и по вашему новоначалию совершенной нужды не полагаю, а только для сведения вам означил и мало что упомяну и вопрошу у вас.