Ежели вам попущена подобная скорбь, которой вы еще в мирской жизни были преследуемы, то есть, на вас клевету говорят, и злословят, и поносят, укоряют, а сердце твое лежит ко обители и к старице каковой‑нибудь, к которой относишь и объясняешь накопляемые помыслы, — и сие должно полагать внутри покой, а извне попущена скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой. Когда же такового чувства внутри не имеется, то необходимо за нужное почесть переменить место, и право имеешь изыскивать себе поудобнее к собранию своих чувств и ко спасению души своей. Я, непотребный, скажу откровенно вашей любви, что, когда я получил сведение, что вы приехали в Курский монастырь, то тогда ощущал чувство, что вы не на место поступаете, и неприятность чувствовалась. Михаил писал к вашей любви, чтобы вам, перейдя в Борисовку к моей ученице матушке игумении Анатолии, открывать свои чувства и помыслы; но я вам поясняю: во–первых, по приезде туда прежде помолитесь Премилостивому Господу, дабы вам даровал благопотребное чувство и веру, сорастворенную благорасположенностию к ее святыни. Ежели ощутите в сердце своем к ней любовь и благоговение, тогда самая привлекательность чувств принудит тебя открывать свои чувства.

Ежели вы приедете в Борисовкую Пустынь, то соизволяю вам: на первый случай покажите мое письмо матушке игумении или монахине Тавифе, и она вам преподаст во благо совет и прочее… А когда вы решитесь там остаться на жительство совсем, тогда потщимся и мы просить о вас, кого следует. Премилостивый Господь да поможет вам во всем, и да устроит вас во благотишное пристанище, и сотворит с вами по Своей милости…

28 декабря 1831 года.

143. Совет о продаже келии. Во всех делах относись к м. игумении.

Просишь нашего позволения продать тебе половину своей келии: нам ваши дела весьма мало известны, — ты в сем должна более относиться к м. игумении и с ее благословения все творить со смирением, отложив всякую злобу и гордость.

18 января 1832 года.

144. Приноси Богу благодарение и старайся себя смирить. Если оставишь Божественную службу, не будешь иметь успеха в делах

Видишь, Господь не презрел тебя, но послал тебе велие утешение: умиротворил твоего родителя к тебе; это для тебя весьма немаловажное дело, и еще брат твой снабдил тебя нужным к прожитию. За все сие приноси Богу благодарение и старайся более себя смирить, тогда и большее будешь иметь от Бога промышление и от ближних соболезнование.

Не надейся на то, что ты можешь успеть более в рукоделии, оставляя Божественную службу: напротив, более будешь иметь скорость и успеха, когда будешь тщиться о благоугождении Божием.

28 марта 1832 года.

145. Не следует придаваться отчаянию, а надо учиться терпению. Причастие. Покаяние. Всякое искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением

Увидел, что вы, по малодушию своей высокопарной мысли, едва не опустились на дно пагубной отчаянности! Но Премилостивый Господь, за молитвы батюшки о. Макария и матушки Варвары, предохранил вас; а чрез три или четыре дня полагаю, может быть утешена скорбящая и малодушная душа, страданьями обремененная! И вы теперь сами можете видеть из самого опыта, что вами Премилостивый Господь по Своему неизреченному милосердию повелевает попечение о вас творить. — И вы должны благонадежием утвердиться, а не в пагубное отчаяние вдаваться, поелику, хотя по случаю вашей отлучки в Софронтиеву Пустынь и не мог как должно поспешить к вашей любви написать письмо, но, ежели да не таковые случаи, смотрительно получившиеся, не будут нам попускаться, то от каковых случаев мы будем приобучаться душеназидательнейшему терпению. Итак, да научаемся и впредь располагаться к терпению и благохвалению Премилостиваго Господа, невидимо окормляющего и охраняющего нашу немощную душу и тело.

В отчаянности пишите, что вы оставлены на произвол судьбы в добычу сил, зияющих пожрать вас и прочее… И от таковых душевредных произносов да избавит вас десница Всевышняго. Но за сие — благодарение Господу, что вы при получении писем и распечатании на вопрос преподали, хотя и с понуждением, но ответ похвальный и благопристойный — да, кажется, напоследок и на самом деле оказалось так!

И отца строителя вы счастливейшим себе почли ошибочно, потому что когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния или покаяния пред духовным отцем и восприять Св. и Животворящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто, хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувствии всего удостаивается — счастливейший есть.