4.

Христос воскресе!

Пречестнейшие и прелюбезнейшие наши о Господе отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовать.

Пущенное вами писание 10–го апреля мы получили 14–го и содержанию, по силе скудоумия нашего, вняли. Хотя мы, за премногие грехи наши и нерадение и лишились всеобщаго нашего душевнаго наставника к спасению – но что же делать?.. Не отчаем себя в конец, ибо когда по его, при последних часах бывшему, дражайшему наставлению будем следовать, то есть чтобы отнюдь не разлучатися из духовнаго нашего сообщества и союза, а пребывать между собою в совете, духовной любви и друг друга послушати, – когда сие наставление при помощи Всемогущаго потщимся исполнить, то, хотя и находимся в крайней душевной бедности, но веруем Премилосердому Господу, что он, имея у Него дерзновение, своими богоприятными молитвами к неограниченному Его благоутробию всячески и паче будет нам бедным вспомоществовать; только мы сами должны старатися не отпасть нерадением нашим от духовнаго его мудрования; а то, хотя телом и разлучился от нас, но духом пребудет с нами.

А что вы пишете, что вам находит там… иногда трепетная боязнь, дабы чем не растравитися, – этого, по нашему худому разсуждению, мы все вообще должны боятися и трепетать поползновения, и не токмо в столице, но где бы ни случилось жительствовать.

Что же касается до пищи, – кажется, вам это уже решено во время вашего личнаго посещения, что предлагаемая с воздержанием употреблять во Славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишняго.

А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, то всечасно просим и молим Премилосердаго Владыку нашего, Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам бедным разум для безпогрешительнаго обхождения с ними и в находящих дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения авву Кира, коего все братство выгоняли и хухнали и из трапезы, и проч. Но он при исходе от тела благодарил их, что они его искушали; вместо же того он от бесов пребыл неискушаем. Да еще вам припомню: Батюшку, всеобщаго нашего отца Феодора, скажите – где любили?.. И св. Апостол пишет, что „хотящии благочестно жити гонимы будут“.

…А большие ваши, что сеяли и досевают, то пожнут и жать будут до избытка… Признавать же себя во всем недостаточными… – это пренужно и не токмо нам, но и всем вообще; мы же, пребеднейшие, как скудоумны, то везде нам должно жить и повсечасно сообращатися с братиею для заимствования добраго.

И сократя, просим вас и молим вообще, Господа ради, потерпите еще тамо. А что вы в великом градусе выражаете, что случается вам ночевать в трех и более [домах], это нам с вами полезно: вы, видно, забыли слова покойнаго Батюшки Феодора – он часто повторял мысль единаго духоноснаго Старца, что нам должно приобучать себя так, что ежели, времени зовущу, прийдется и в тюрьме посидеть, чтобы и там совместно было.

Возблагодарим Премилосердаго Господа Бога, устрояющаго нашу судьбу в пользу убогих душ наших, и паки просим потерпеть: может, Премилосердый Господь не преподаст ли нам каковаго неизреченнаго Своего милосердия!

…Пещись же нам чрезмерно не о чем, а только по возможности о убогой душе нашей. А когда бесовские помыслы влекут в душепагубную жизнь, то мы должны на сие воображать и помнить, для чего отлучились мира и всего, яже в нем, – единственно для спасения своей души. При пострижении дан нам на злые помыслы мечь духовный – четки, дабы сим отражать помыслы, бываемыя от врага, ибо св. Иоанн Лествичник в „Лествице“пишет: „Иисусовым именем бий ратники, не обрящеши бо крепчайша оружия ни на небеси, ни на земли.“О, отцы наши и собратия! Попечемся о спасении убогих душ наших и потщимся всегда призывать в помощь Имя Божие.

И сократя, пребыть имеем с нашим наичувствительнейшим почтением и обычною преданностию, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросхимонахи Лев, или по форме Леонид, и Антиох заочно униженно кланяемся, прося ваших святых молитв в подкрепление немощей наших душевных и телесных.

За уведомление о смерти благодетеля нашего Дмитрия Ивановича Маркелова благодарим; но только жаль, что кратко о нем написали, можно бы вам написать, как скончался и котораго числа… Помяни Господи его душу!.. По замечанию, в нем была воня смирения и простоты, так что и у редкаго монашествующаго едва ли только обрящется!.. Надежно,…не увидится ли там с Батюшкою нашим о. Феодором.!

О. Иоанникию, кажется, теперь можно по желанию его побывать к нам, пока еще мы в живых; но проситься, помолясь Богу, дабы возвестил Господь о сем о. Игумену; с вольным духом, а не усиливаться.