17 апреля 1822 г.

5.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат о. И[оанникий], усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и в находящих благодушествовати!

Приятное ваше писание, пущенное от 13–го числа вами, мы получили того ж месяца 17 числа и благодарим за уведомление. Насчет же вопрошения вашего в разсуждении вашего положения мы, ничтожнии, не знаем уже, что и советовать: видно, мы за премногие грехи наши пришли в тупик, что некуда уже и ступить… Хощу я, недостойный, вам посоветовать, чтоб вы по следам о. Г[авриила] просились на 6 месяцев, но едва ли удастся, ибо еще и та болезнь в Настоятеле не в последнем градусе. А при том вникните вы сами в свое здоровье, как больному проситься в дальний путь или перемещаться куда‑либо в другой монастырь?.. Ныне вы сами знаете: больных мало любят и не с аппетитом принимают. Но ежели вам посоветовать ехать на Валаам по определению начальства, то вы при слабых ваших силах чем там будете заниматься? Да и с кем будете иметь душевное сношение? Ну, кажется, довольно по человечеству предложений, и видите – во всем неудобство. Но видно по нашим человеческим разсудкам и предположениям, что примирить себя по душе невозможно, а посему, по своему безумию, не нахожу и духу не собираю, чтоб советовать вашей любве проситися куда теперь при таковых слабостях и обстоятельствах!.. Ежели же необходимость потребует, то что ж будем делать – должно отправляться и на Валаам! – Слава Премилосердому Господу Богу, что благомыслящие и добра желающие для своих душ там жили и теперь живут, и нам, если паче чаяния обстоятельства понудят, должно повинутися на время…

Вы, прелюбезнейший, вспомните нашего всеобщаго Батюшку отца Феодора, как он всегда предавался воле Всемогущаго Попечителя и Промыслителя, да и не погрешил в своем последовании, но достиг благонамереннаго пристанища и нас с тобою поручил Всемогущему Промыслу… Он нам всегда советовал и увещавал располагатися на Промысл нашего Искупителя и нелестнаго Попечителя… Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. А мы, при помощи Премилосердаго Господа Бога, потерпим да и посмотрим, как наша А–я судьба кончится, а равно и о. Г[ав- риила] посмотрим, как будет востребован, – но едва ли сие случится. – Еще же и то можно сказать, не все же будут делать по нашему вероломству, но должны когда и меры восприять.., да кажется, по–видимому, и головка показывается, – видно, сподумавшись, надобно воспоследовать ветру другому.

…А о упоминаемых вами приключениях, прилучившихся с о. Z., да весть твоя любовь, что эти повстречались события не без попущения Божия – вникните только потоньше в положения предъидущия и последующия, предприемлемыя ими. Но Премилосердый Господь, как писано есть у многих святых и у св. Исаака Сирина (в коем именно слове, не упомню), – „всем немощам терпит Всемилостивый Господь, неизреченным Своим милосердием подвизаем, но присно ропщущих не попустит, дондеже не накажетъ“. А особливо этакия приключения попущаются наиболее для того, дабы мы, видя пострадавших, предостерегали себя от попущающих вин к таковым искушениям. Но, о горе мне, окаянному! не токмо я не уцеломудряюсь примерами страждущих, но и сам, многими заушаем искушениями, и не чувствую.

Еще для утешения души твоей помянуть нам вздумалось откровение, бывшее достоблаженному нашему Батюшке, в коем на опыте изъяснено, что каковую вещь Премилосердый Бог восхощет возстановить, того никакия обстоятельства отвратить не возмогут.

…Но и помни, что сколько Премилосердый Господь попустит за наши согрешения врагу действовать, столько всеобщий враг диавол и действует.

…А о присылке нашего в прежнем письме назначения более не безпокойся. Слава Богу, что так случилось, что не было попутчиков; а то мы было расположились сластолюбствовать, но теперь на опыте видим, что довольствуемся волпухами и редькою и также подкрепляемся – силы таковые ж.

Итак, сократя наши скудоумныя строки и пожелав вашей любве мужества и долготерпения, – и надеемся в этом, ибо, кажется, вы более терпели.., да при помощи нашего Создателя потерпим и до конца (т. е. до посещения милосердием от Всещедраго и Всемилостиваго Бога); и якоже Он Един всесилен и всемогущ устроит нашу вообще и мою судьбу в спасительный конец. Остаемся ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросх. Антиох и Леонид и монахи Харитон и Макарий, всеуниженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощных сил душевных и телесных.

20 марта 1823 г.

Александро–Свирский монастырь

6.