Еще для утешения души твоей помянуть нам вздумалось откровение, бывшее достоблаженному нашему Батюшке, в коем на опыте изъяснено, что каковую вещь Премилосердый Бог восхощет возстановить, того никакия обстоятельства отвратить не возмогут.

…Но и помни, что сколько Премилосердый Господь попустит за наши согрешения врагу действовать, столько всеобщий враг диавол и действует.

…А о присылке нашего в прежнем письме назначения более не безпокойся. Слава Богу, что так случилось, что не было попутчиков; а то мы было расположились сластолюбствовать, но теперь на опыте видим, что довольствуемся волпухами и редькою и также подкрепляемся – силы таковые ж.

Итак, сократя наши скудоумныя строки и пожелав вашей любве мужества и долготерпения, – и надеемся в этом, ибо, кажется, вы более терпели.., да при помощи нашего Создателя потерпим и до конца (т. е. до посещения милосердием от Всещедраго и Всемилостиваго Бога); и якоже Он Един всесилен и всемогущ устроит нашу вообще и мою судьбу в спасительный конец. Остаемся ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросх. Антиох и Леонид и монахи Харитон и Макарий, всеуниженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощных сил душевных и телесных.

20 марта 1823 г.

Александро–Свирский монастырь

6.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат Отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати!

Писание ваше, пущенное вами 18 сентября, мы получили 22–го того же месяца и благодарим за уведомление. Того же числа получили и письмо от Е. Т–ча; пишет, что точно крайнею болезнею одержима А[килина] И[ванов]на; и мы, по его желанию, молебен отпели Божию угоднику преподобному Александру Свирскому Чудотворцу. И ежели Богу угодно и ей еще на пользу пожить, то и надеемся на милосердие Всемилостиваго Бога, наказуя наказующаго, смерти же не предающаго, что за молитвы угодников Божиих, преподобнаго Александра и Батюшки отца Феодора, пооблегчится и возмужает.

Вас же прошу и молю, прелюбезнейший мой о. И[оанникий], во всех находящих благодушествовать и, по возможности, подвизатися, дабы „положити начало“при помощи Всемогущаго Бога за молитвы угодников Божиих.

Аще от немощи и обычая злаго и согрешаем, но по силе да подвигнемся к покаянию, поелику писано есть: „Несть грех, побеждающь человеколюбие Божие“. Наиболее же в конец да не ослабеваем и не отчае[вае]мся в милосердии Создателя и Искупителя нашего. О чем довольно ясно пишет св. Петр Дамаскин на листе 84–м в слове 8–м: „Занеже убо грех удобен зело и праведным, покаяние же не всем удобно [за еже быти ему близ смерти, и прежде сея отчаянию. Добро], убо еже не падати или, еже падати, и воставати. Аще же пасти случится, добро, еже не отчаяватися и не удалятися человеколюбия Владычня. Может бо хотяй сотворити милость с немощию нашею, точию Того да не удаляемся, ниже да утесняемся, от заповедей понуждаеми и не могуще доспети да не оставляем, но и познаем, яко един день пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един. Ниже отчаеваемся, ниже да падаем, но присно да полагаем начало. Пал ли еси – востани, и паки пал ли еси – востани, точию врача да не отступиши и самоубийцы горший да не осудишися отчаянием. Потерпи Его, и Той милость сотворит или обращением, или искушениями, или иным смотрением, тебе недоведомым. Имать бо диавол обычай прилагати душе, кая либо обретает той предлежащая, или радость, или мнение, или печаль, или отчаяние, или трудов безмерие, или всесовершенную праздность, или аки бы чрез потребу вещи и разумения безвременне, или помрачение и неразсудную ненависть ко всем сущимъ“.., и прочее. За долготу письма оставляю последующее, но, аще хощеши, прочти в книге и обрящеши утешение.

А что вас назначили помощником новоопределенному казначею, то о сем малодушествовать отнюдь не должно, ибо что без нашей воли и хотения определится – в том во всем помощь Божия бывает, только нам непременно должно памятовать себя и своего звания правила и намерения. Хотя по воле Божией и попустится нам в означенной должности побыть сколько для искусу, причем при помощи Всемогущаго будем только совесть свою хранить и умеренности держаться, – то не хуже твоего келлиаршества, которое с хладнокровием ты проходил, освободят тебя не помедля, увидя твою вялость в делах и во интересе. А к тому же иметь будешь случай к выходу – в разсуждение выезда в столицу.

…Однако, при помощи Всемогущаго, можно и теперь просьбу подать. Когда не позволят для богомолья в Киев, то, кажется, можно проситься и для приискания себе места в Калужскую или Орловскую епархию, для чего перепиши прежде подаваемыя просьбы. Когда же паче чаяния и не уволят по их уловчивости, тогда можем себя уверить, что, видно, воли Божией нет, дабы нам куда выйти, но должны потерпеть, а виною остановки этой приписать содеваемые нами грехи; поелику писано есть: где воля Божия содействует, там и агарянскому сердцу Бог возвестит соделати милость нам, а кольми паче благочестивым священномонахам.