М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат Отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати!

Писание ваше, пущенное вами 18 сентября, мы получили 22–го того же месяца и благодарим за уведомление. Того же числа получили и письмо от Е. Т–ча; пишет, что точно крайнею болезнею одержима А[килина] И[ванов]на; и мы, по его желанию, молебен отпели Божию угоднику преподобному Александру Свирскому Чудотворцу. И ежели Богу угодно и ей еще на пользу пожить, то и надеемся на милосердие Всемилостиваго Бога, наказуя наказующаго, смерти же не предающаго, что за молитвы угодников Божиих, преподобнаго Александра и Батюшки отца Феодора, пооблегчится и возмужает.

Вас же прошу и молю, прелюбезнейший мой о. И[оанникий], во всех находящих благодушествовать и, по возможности, подвизатися, дабы „положити начало“при помощи Всемогущаго Бога за молитвы угодников Божиих.

Аще от немощи и обычая злаго и согрешаем, но по силе да подвигнемся к покаянию, поелику писано есть: „Несть грех, побеждающь человеколюбие Божие“. Наиболее же в конец да не ослабеваем и не отчае[вае]мся в милосердии Создателя и Искупителя нашего. О чем довольно ясно пишет св. Петр Дамаскин на листе 84–м в слове 8–м: „Занеже убо грех удобен зело и праведным, покаяние же не всем удобно [за еже быти ему близ смерти, и прежде сея отчаянию. Добро], убо еже не падати или, еже падати, и воставати. Аще же пасти случится, добро, еже не отчаяватися и не удалятися человеколюбия Владычня. Может бо хотяй сотворити милость с немощию нашею, точию Того да не удаляемся, ниже да утесняемся, от заповедей понуждаеми и не могуще доспети да не оставляем, но и познаем, яко един день пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един. Ниже отчаеваемся, ниже да падаем, но присно да полагаем начало. Пал ли еси – востани, и паки пал ли еси – востани, точию врача да не отступиши и самоубийцы горший да не осудишися отчаянием. Потерпи Его, и Той милость сотворит или обращением, или искушениями, или иным смотрением, тебе недоведомым. Имать бо диавол обычай прилагати душе, кая либо обретает той предлежащая, или радость, или мнение, или печаль, или отчаяние, или трудов безмерие, или всесовершенную праздность, или аки бы чрез потребу вещи и разумения безвременне, или помрачение и неразсудную ненависть ко всем сущимъ“.., и прочее. За долготу письма оставляю последующее, но, аще хощеши, прочти в книге и обрящеши утешение.

А что вас назначили помощником новоопределенному казначею, то о сем малодушествовать отнюдь не должно, ибо что без нашей воли и хотения определится – в том во всем помощь Божия бывает, только нам непременно должно памятовать себя и своего звания правила и намерения. Хотя по воле Божией и попустится нам в означенной должности побыть сколько для искусу, причем при помощи Всемогущаго будем только совесть свою хранить и умеренности держаться, – то не хуже твоего келлиаршества, которое с хладнокровием ты проходил, освободят тебя не помедля, увидя твою вялость в делах и во интересе. А к тому же иметь будешь случай к выходу – в разсуждение выезда в столицу.

…Однако, при помощи Всемогущаго, можно и теперь просьбу подать. Когда не позволят для богомолья в Киев, то, кажется, можно проситься и для приискания себе места в Калужскую или Орловскую епархию, для чего перепиши прежде подаваемыя просьбы. Когда же паче чаяния и не уволят по их уловчивости, тогда можем себя уверить, что, видно, воли Божией нет, дабы нам куда выйти, но должны потерпеть, а виною остановки этой приписать содеваемые нами грехи; поелику писано есть: где воля Божия содействует, там и агарянскому сердцу Бог возвестит соделати милость нам, а кольми паче благочестивым священномонахам.

Я во время бытности моей, кажется, пересказывал тебе свое намерение, что не только сам хотел отправиться в путь, но и тебя выпросить у митрополита. Но ход дела совсем в противность намерению нашему вышел, о чем один из духовных особ, разсуждая, говорил: „Видно, или не на пользу вам преднамеренный путь, или еще „не у время прииде“. К последнему у меня чувство более расположилось, и почувствовал с приятностию.

На прошедшей почте получил я письмо от о. Гавриила и о. Израиля с Феофилактом. Вообще пишут, что 17–го августа приезжал к ним Преосвященный Филарет Калужский и про меня якобы изволил говорить утвердительно, что чувствует о непременном моем прибытии в Оптин или вообще в его епархию. И между тем объявил указ из С. — Петербургской Консистории о высылке его (о. Гавр[иила]) обратно на Валаам. А потом сказал: „Если ты хочешь, о. Гавриил, жить здесь, то я сам напишу письмо к Преосвященнейшему митрополиту о увольнении тебя, и будь покоен“.

Еще мне, яко человеку плотскому и плотское мудрование имущему, пришло от праздности на ум преподать вам совет: когда приедет новоизбранный Игумен И. и произведут его, тогда ты, помолясь Премилосердому Господу Богу, управляющему нашими судьбами, пойди к нему и со всевозможным смирением припади к его стопам и просись, говоря: „на мне первом явите свою отеческую милость…“И когда на сие понудишь себя со смирением, то благонадежно, что его сердце тронешь и нехотя соизволит твоему желанию, брате и отец любезнейший! Вы помните святых отец писание, что „наше и в нашем соизволении ко благу соизволяти и Премилосердаго Бога утверждати…“

Мы на сей же почте посылаем письмо к о. Гав- риилу с братиею; и, сколько могли, советовали наиболее всего, чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промысл Всемогущаго нашего Создателя и Искупителя. А равно и вам то же советуем: употреби вышеписанное по возможности сил человеческих, совершение же твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущаго, поелику Он Един весть, что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда „не вемы, чесо просимъ“, потому и не получаем просимаго.

От о. Пафнутия также получили письмо, пишет нам тоже… Мы ему отписали на прошедшей неделе и два портрета Батюшкиных послали.

И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, наказующему и возставляющему немощных, по неложным Его словесам: „Сила бо Моя в немощных совершается“; а Премилосердый Господь за молитвы Батюшки нашего отца Феодора да вразумит и просветит ваш разум к соделованию полезнаго и да утвердит вашу любовь Своею неизреченною благодатию к творению Его животворящих заповедей. За сим мы непотребнии пребываем с наичувствительнейшим пожеланием вам успехов к назиданию душевному, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвеники, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и Леонид и монах Макарий Грузинов, униженно кланяемся и просим ваших святых молитв.

Еще просим вас: так как вам теперь есть некоторая свобода шататися, справься, пожалуй, что Акилина Ив[ановна] Черкасова, бедненькая, здорова ли она? Я что‑то сомневаюсь и мнением побеждаюсь о ея здоровье, поелику, когда она на провожание нас в дорогу хлеба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просил ее, чтоб она выпила эликсира немножко. Она поупрямилась. Мы к ней два письма писали – одно чрез бабушку Феклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрез Якова Ивановича Грузинова; но чрез иныя руки ей не от кого получить, прямо же писать к ней поусумнились, ибо она намеревалась переменить квартиру. А как ответа от нея не получили, то еще более сомневаемся. Пожалуйста, справься о здоровье ея и уведомь непомедля. Да еще пришли при оказии таковой же кушачек, какой я для себя у тебя взял, ибо для человека единаго нужен.