Я во время бытности моей, кажется, пересказывал тебе свое намерение, что не только сам хотел отправиться в путь, но и тебя выпросить у митрополита. Но ход дела совсем в противность намерению нашему вышел, о чем один из духовных особ, разсуждая, говорил: „Видно, или не на пользу вам преднамеренный путь, или еще „не у время прииде“. К последнему у меня чувство более расположилось, и почувствовал с приятностию.

На прошедшей почте получил я письмо от о. Гавриила и о. Израиля с Феофилактом. Вообще пишут, что 17–го августа приезжал к ним Преосвященный Филарет Калужский и про меня якобы изволил говорить утвердительно, что чувствует о непременном моем прибытии в Оптин или вообще в его епархию. И между тем объявил указ из С. — Петербургской Консистории о высылке его (о. Гавр[иила]) обратно на Валаам. А потом сказал: „Если ты хочешь, о. Гавриил, жить здесь, то я сам напишу письмо к Преосвященнейшему митрополиту о увольнении тебя, и будь покоен“.

Еще мне, яко человеку плотскому и плотское мудрование имущему, пришло от праздности на ум преподать вам совет: когда приедет новоизбранный Игумен И. и произведут его, тогда ты, помолясь Премилосердому Господу Богу, управляющему нашими судьбами, пойди к нему и со всевозможным смирением припади к его стопам и просись, говоря: „на мне первом явите свою отеческую милость…“И когда на сие понудишь себя со смирением, то благонадежно, что его сердце тронешь и нехотя соизволит твоему желанию, брате и отец любезнейший! Вы помните святых отец писание, что „наше и в нашем соизволении ко благу соизволяти и Премилосердаго Бога утверждати…“

Мы на сей же почте посылаем письмо к о. Гав- риилу с братиею; и, сколько могли, советовали наиболее всего, чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промысл Всемогущаго нашего Создателя и Искупителя. А равно и вам то же советуем: употреби вышеписанное по возможности сил человеческих, совершение же твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущаго, поелику Он Един весть, что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда „не вемы, чесо просимъ“, потому и не получаем просимаго.

От о. Пафнутия также получили письмо, пишет нам тоже… Мы ему отписали на прошедшей неделе и два портрета Батюшкиных послали.

И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, наказующему и возставляющему немощных, по неложным Его словесам: „Сила бо Моя в немощных совершается“; а Премилосердый Господь за молитвы Батюшки нашего отца Феодора да вразумит и просветит ваш разум к соделованию полезнаго и да утвердит вашу любовь Своею неизреченною благодатию к творению Его животворящих заповедей. За сим мы непотребнии пребываем с наичувствительнейшим пожеланием вам успехов к назиданию душевному, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвеники, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и Леонид и монах Макарий Грузинов, униженно кланяемся и просим ваших святых молитв.

Еще просим вас: так как вам теперь есть некоторая свобода шататися, справься, пожалуй, что Акилина Ив[ановна] Черкасова, бедненькая, здорова ли она? Я что‑то сомневаюсь и мнением побеждаюсь о ея здоровье, поелику, когда она на провожание нас в дорогу хлеба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просил ее, чтоб она выпила эликсира немножко. Она поупрямилась. Мы к ней два письма писали – одно чрез бабушку Феклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрез Якова Ивановича Грузинова; но чрез иныя руки ей не от кого получить, прямо же писать к ней поусумнились, ибо она намеревалась переменить квартиру. А как ответа от нея не получили, то еще более сомневаемся. Пожалуйста, справься о здоровье ея и уведомь непомедля. Да еще пришли при оказии таковой же кушачек, какой я для себя у тебя взял, ибо для человека единаго нужен.

Димитрию Васильевичу Адинцову со всем его благоприятным семейством от нас поклонись, пожалуйста, всеуниженно, а Михаилу Дмитриевичу – особенно.

1 октября 1823 г.

7.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат отец Иоанникий! Всеусердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и в находящих благодушествовати.

Благоприятное ваше писание с достопочтеннейшею благодетельницею Ак[илиною] Ив[ановною] исправно получили и содержанию по скудоумию нашему вняли…

Гвоздья и навертку при посылках от лодочника Балашева исправно получили; а равно и портрет Батюшки о. Феодора, мало похожий впрочем. О худом своем здоровье не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи со благодарением, благословляя Премилосердаго Господа, попустившаго нам таковую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобою и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию. Сие нечувствие существует в нас наиболее от разсеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся хотя часно поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко безплодныя смоковницы, не творящия ни малаго плода. Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: „Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не яко же аз хощу, но яко же Ты, Господи, хощеши, устрой о мне вещь ко спасению“. И за молитвы нашего всеобщаго Батюшки о. Феодора Всемилостивый и Всесильный Господь, яко чадолюбивейший отец, негли и отмстит нашим всеобщим врагам, пленяющим наши чувства и ума движения, и воскресит плененныя наши души от падения, всячески устрояя нашу участь во благопотребный и спасительный конец. Итак, когда Премилосердый Бог по нас, кто тогда дерзнет на ны?..