Димитрию Васильевичу Адинцову со всем его благоприятным семейством от нас поклонись, пожалуйста, всеуниженно, а Михаилу Дмитриевичу – особенно.

1 октября 1823 г.

7.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат отец Иоанникий! Всеусердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и в находящих благодушествовати.

Благоприятное ваше писание с достопочтеннейшею благодетельницею Ак[илиною] Ив[ановною] исправно получили и содержанию по скудоумию нашему вняли…

Гвоздья и навертку при посылках от лодочника Балашева исправно получили; а равно и портрет Батюшки о. Феодора, мало похожий впрочем. О худом своем здоровье не скорби, ниже малодушествуй, но мужественно при помощи Божией терпи со благодарением, благословляя Премилосердаго Господа, попустившаго нам таковую слабость к чувствованию о своей неизбежной и неминуемой смерти, ибо мы с тобою и биемы – не чувствуем, ниже умиляемся и не поощряемся к покаянию. Сие нечувствие существует в нас наиболее от разсеянности нашего ума, молв и попечений о делах внешних, ибо худо стараемся хотя часно поуединиться и наедине помолиться; а по тому самому и пребываем, яко безплодныя смоковницы, не творящия ни малаго плода. Но что же будем делать?.. Да смирим себя и да восприимем мытарев образ покаяния, повсечасно внутрь нас вопия: „Боже! Милостив буди мне грешному и по всем частям непотребному, и не яко же аз хощу, но яко же Ты, Господи, хощеши, устрой о мне вещь ко спасению“. И за молитвы нашего всеобщаго Батюшки о. Феодора Всемилостивый и Всесильный Господь, яко чадолюбивейший отец, негли и отмстит нашим всеобщим врагам, пленяющим наши чувства и ума движения, и воскресит плененныя наши души от падения, всячески устрояя нашу участь во благопотребный и спасительный конец. Итак, когда Премилосердый Бог по нас, кто тогда дерзнет на ны?..

…Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу, вот уже мы на сем свете шестой десяток годов доживаем, но никогда ни единаго безпризреннаго больного, по улицам валяющагося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, „злонравнаго раба“, изгнаннаго господином из дому во время глада, како терпением спасеся; о чем написано в житии святителя Нифонта.

Просьбу вам послать к Игумену по форме советуем. И пославши, да молимся Богу, дабы о нас лучшее устроил. И ежели ему Господь возвестит подписать, то да сочтем за Промысл Божий; а ежели и не подпишет, то все к предбудущему прошению пригодится, а мы тогда потерпим – за грехи наши.

О повстречавшихся неприятных обстоятельствах писанное вам подробно от [о. Гавриила] и [Израиля] письмом и чтоб вы оное к нам не пересылали, то почему же не прислал, а особливо с А[килиной] И[вановной] Ч[еркасовой]? Или вы правда помраки забились там, но и позабыли – ведь у них дело пошло другим оборотом. Вы не подумайте, чтоб сие не подействовало в пользу благомыслящим и спастись желающим. Вам же мнение в разсуждение их междоусобий, чему надо быть, и мы подтверждаем.

…Брату Алексию поклонись и скажи ему, что это не так ему попустилось, не просто, но, видно, или помыслил нечто о себе, или каковая другая вина подобная от него последовала. Но да молится Господу Богу, управляющему нашею жизнию, и да призывает в молитве Батюшку отца Феодора. Господь Всесилен все ниспослать к пользе души его и телу. И нашему собрату о. А[арону], видится, Премилосердый Господь, по неизреченному Своему милосердию, начал попущать искушения, дабы почувствовал лаврские потемняющие его чувства плоды. При случае вашего с ним свидания изъяви от нас ничтожных всеуниженное почтение и с достодолжным поклонением попроси его святых молитв в подкрепление наших немощных сил душевных и телесных; а равно и вас о том же просим и молим.

И сократя сии ничтожныя строки, пребываем с обычным почтением и преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иер. Антиох и Леонид, и монах Макарий заочно всеуниженно кланяемся. И собрат Сергий кланяется и просит святых молитв в напутствие к Вологде, на будущей неделе намерен он отсюда отправиться.

При сем посылаем вам еще 25 руб. для напечатания для нас 100 эстампов, поелику уже все у нас вышли. Вы, о. Иоанникий, когда вам здоровье позволит и время и поколь ты там, сам о сем постарайся, доложись о. Аарону. А ежели время не позволит или не можно, то попроси нашим именем валаамскаго послушника и сотрудника нашего Михаила Димитриевича Адинцова, дабы он там побыл, пока выпечатают.

29 мая 1824 г.