…Слава Великодаровитому Господу Богу нашему Иисусу Христу, вот уже мы на сем свете шестой десяток годов доживаем, но никогда ни единаго безпризреннаго больного, по улицам валяющагося, не видали, но все милосердием Его, Создателя нашего и Искупителя, приняты христолюбцами под кровы и по достоянию упокоеваемы. Вы для утешения своей немощи вспоминайте Василия, „злонравнаго раба“, изгнаннаго господином из дому во время глада, како терпением спасеся; о чем написано в житии святителя Нифонта.

Просьбу вам послать к Игумену по форме советуем. И пославши, да молимся Богу, дабы о нас лучшее устроил. И ежели ему Господь возвестит подписать, то да сочтем за Промысл Божий; а ежели и не подпишет, то все к предбудущему прошению пригодится, а мы тогда потерпим – за грехи наши.

О повстречавшихся неприятных обстоятельствах писанное вам подробно от [о. Гавриила] и [Израиля] письмом и чтоб вы оное к нам не пересылали, то почему же не прислал, а особливо с А[килиной] И[вановной] Ч[еркасовой]? Или вы правда помраки забились там, но и позабыли – ведь у них дело пошло другим оборотом. Вы не подумайте, чтоб сие не подействовало в пользу благомыслящим и спастись желающим. Вам же мнение в разсуждение их междоусобий, чему надо быть, и мы подтверждаем.

…Брату Алексию поклонись и скажи ему, что это не так ему попустилось, не просто, но, видно, или помыслил нечто о себе, или каковая другая вина подобная от него последовала. Но да молится Господу Богу, управляющему нашею жизнию, и да призывает в молитве Батюшку отца Феодора. Господь Всесилен все ниспослать к пользе души его и телу. И нашему собрату о. А[арону], видится, Премилосердый Господь, по неизреченному Своему милосердию, начал попущать искушения, дабы почувствовал лаврские потемняющие его чувства плоды. При случае вашего с ним свидания изъяви от нас ничтожных всеуниженное почтение и с достодолжным поклонением попроси его святых молитв в подкрепление наших немощных сил душевных и телесных; а равно и вас о том же просим и молим.

И сократя сии ничтожныя строки, пребываем с обычным почтением и преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иер. Антиох и Леонид, и монах Макарий заочно всеуниженно кланяемся. И собрат Сергий кланяется и просит святых молитв в напутствие к Вологде, на будущей неделе намерен он отсюда отправиться.

При сем посылаем вам еще 25 руб. для напечатания для нас 100 эстампов, поелику уже все у нас вышли. Вы, о. Иоанникий, когда вам здоровье позволит и время и поколь ты там, сам о сем постарайся, доложись о. Аарону. А ежели время не позволит или не можно, то попроси нашим именем валаамскаго послушника и сотрудника нашего Михаила Димитриевича Адинцова, дабы он там побыл, пока выпечатают.

29 мая 1824 г.

Алек[сандро] — Св[ирский] монастырь

8.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и благодушествовати!

Благоприятное писание ваше, пущенное вами 19–го августа, мы удостоились получить 22–го и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. На вопрошение ваше, при помощи Всемогущаго Создателя нашего и Искупителя Господа Иисуса Христа, соизволяем повинутися обстоятельствам, т. е. перейти в Лавру в свечники. Мы полагаем, не для того только, дабы удобнее выйти времени зовущу, но и для того, что в Лавре воздух поздоровее, да и власть полная – взыски строгие. Хотя бы маленько человеческим страхом нам с тобою хвостик поприжали б поменьше таскатися и разъезжать под видом покупок; чрез что и свои чувства разсеяваем с потерею целомудрия и приобретаем душевную удаву – пагубное отчаяние. Мы давно понимали и разсуждали, что ваше жительство на подворье и собращение без всякой осторожности с женским полом превосходит со усугублением лаврское, и пооткровеннее вам скажем, только одно имя содержите валаамских правил, а на дела наши кто посмотрит из просвещенных и опытных в деяниих, то едва ли что не согласится лучше помолчать и Божию правосудию предать. При этом нельзя ли мне хотя мало что по долгу моему и обязанности напомянуть вашей любве еще особенно, яко святаго нашего всеобщаго старца Батюшки Феодора племяннику, да разсудим со вниманием, чтоб нам таковаго святаго мужа родство и примерная жизнь, богодухновенныя наставления вместо существенной пользы да не на вящшее бы осуждение обратились… А отчего?.. От нашего небрежения и слабаго произволения, ибо и слышавши, и видевши светлые и целомудрием блистающие советы и наставления, самовольно потом уклоняемся ко сластям и страстям, и наиболее к запрещенным Божественным Писанием?.. И как я слышал от верных, дерзаешь самовольно и себе разрешаешь пить чаек с сахаром, и тем, конечно, сквернишь себя и свою совесть!…О, нечувствия и помрачения злонеистоваго! Воистину можно сказать, что биемы – и не чувствуем, и раним себя своим небрежением!… Я не помалу во изумление прихожу и удивляюсь Всемогущему Владыке и Промыслителю Господу Иисусу Христу, имущему премногих сокровенных рабов Своих, с чистым произволением и не лукавою простотою и беззлобием работающих Ему, и меня, недостойнаго, удостоил из оных некоторых видеть и собеседовать и некоторую отраду получить убогой своей душе.

И сократя, паки напоминаю – да положим начало, при помощи Всемогущаго, хотя перейдя в Лавру, оставить сахар и прочия душевредныя прихоти. А то смотри, хотя я не могу вам прямо сказать, что „от сонмища“нашего отлучен будеши, ибо связь Евангелия святаго – союз ненарушимый! Но от примера святых отец (а особливо св. Исаии Скитскаго), хотя и страшно, но ко облегчению моей совести прилично вам сказать: „Смотри! Ежели не будешь в законном и к назиданию души твоей слушать многогрешнаго мнимаго старца твоего Льва, то „отступление твое накажет тя!..“

Но да преподаст тебе Милосердый Господь чувство ко благому и разсмотрение от вредящих. Я же, хотя и скверный и помраченный, но не помалу помню и то, что когда вы приезжали при жизни нашего Батюшки о. Феодора, когда он вашу руку возлагал на свою выю, и бремена твои брал на свою ответственность, и о спасении твоем уверял, только бы ты слушал его советов; а после него кого вы должны слушать, – сам ты можешь понимать… Итак, когда и после достоблаженнаго Батюшки будешь слушать его советов, то тебя Премилосердый Господь не оставит Своим неизреченным милосердием, но всячески устроит твой путь в душеспасительный конец; чего и пребываем всеусерднейшими желателями и покорными слугами, многогрешные Иеросх. Антиох и Леонид.