Алек[сандро] — Св[ирский] монастырь

8.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат отец Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и благодушествовати!

Благоприятное писание ваше, пущенное вами 19–го августа, мы удостоились получить 22–го и содержанию по силе скудоумия нашего вняли. На вопрошение ваше, при помощи Всемогущаго Создателя нашего и Искупителя Господа Иисуса Христа, соизволяем повинутися обстоятельствам, т. е. перейти в Лавру в свечники. Мы полагаем, не для того только, дабы удобнее выйти времени зовущу, но и для того, что в Лавре воздух поздоровее, да и власть полная – взыски строгие. Хотя бы маленько человеческим страхом нам с тобою хвостик поприжали б поменьше таскатися и разъезжать под видом покупок; чрез что и свои чувства разсеяваем с потерею целомудрия и приобретаем душевную удаву – пагубное отчаяние. Мы давно понимали и разсуждали, что ваше жительство на подворье и собращение без всякой осторожности с женским полом превосходит со усугублением лаврское, и пооткровеннее вам скажем, только одно имя содержите валаамских правил, а на дела наши кто посмотрит из просвещенных и опытных в деяниих, то едва ли что не согласится лучше помолчать и Божию правосудию предать. При этом нельзя ли мне хотя мало что по долгу моему и обязанности напомянуть вашей любве еще особенно, яко святаго нашего всеобщаго старца Батюшки Феодора племяннику, да разсудим со вниманием, чтоб нам таковаго святаго мужа родство и примерная жизнь, богодухновенныя наставления вместо существенной пользы да не на вящшее бы осуждение обратились… А отчего?.. От нашего небрежения и слабаго произволения, ибо и слышавши, и видевши светлые и целомудрием блистающие советы и наставления, самовольно потом уклоняемся ко сластям и страстям, и наиболее к запрещенным Божественным Писанием?.. И как я слышал от верных, дерзаешь самовольно и себе разрешаешь пить чаек с сахаром, и тем, конечно, сквернишь себя и свою совесть!…О, нечувствия и помрачения злонеистоваго! Воистину можно сказать, что биемы – и не чувствуем, и раним себя своим небрежением!… Я не помалу во изумление прихожу и удивляюсь Всемогущему Владыке и Промыслителю Господу Иисусу Христу, имущему премногих сокровенных рабов Своих, с чистым произволением и не лукавою простотою и беззлобием работающих Ему, и меня, недостойнаго, удостоил из оных некоторых видеть и собеседовать и некоторую отраду получить убогой своей душе.

И сократя, паки напоминаю – да положим начало, при помощи Всемогущаго, хотя перейдя в Лавру, оставить сахар и прочия душевредныя прихоти. А то смотри, хотя я не могу вам прямо сказать, что „от сонмища“нашего отлучен будеши, ибо связь Евангелия святаго – союз ненарушимый! Но от примера святых отец (а особливо св. Исаии Скитскаго), хотя и страшно, но ко облегчению моей совести прилично вам сказать: „Смотри! Ежели не будешь в законном и к назиданию души твоей слушать многогрешнаго мнимаго старца твоего Льва, то „отступление твое накажет тя!..“

Но да преподаст тебе Милосердый Господь чувство ко благому и разсмотрение от вредящих. Я же, хотя и скверный и помраченный, но не помалу помню и то, что когда вы приезжали при жизни нашего Батюшки о. Феодора, когда он вашу руку возлагал на свою выю, и бремена твои брал на свою ответственность, и о спасении твоем уверял, только бы ты слушал его советов; а после него кого вы должны слушать, – сам ты можешь понимать… Итак, когда и после достоблаженнаго Батюшки будешь слушать его советов, то тебя Премилосердый Господь не оставит Своим неизреченным милосердием, но всячески устроит твой путь в душеспасительный конец; чего и пребываем всеусерднейшими желателями и покорными слугами, многогрешные Иеросх. Антиох и Леонид.

25 августа 1824 г.

Александро–Свирский монастырь

9.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат о. Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися!

Приятное ваше писание, пущенное вами от 15 декабря, мы получили 19–го того же месяца и содержанию вняли. Слава Всемилостивому и Премилосердому Господу! Вот уже ты переведен и в Лавру, – долго сватан, но не скоро введен!.. Но, переменив наскученное место и опасныя сообращения, ко вреду душевному влекущия, пренужно нам с тобою, за молитвы всеобщаго Батюшки отца Феодора, с переменою места жительства изменить как воздержание чувств, так и сообращение… А когда в начале, при помощи Всемогущаго, не понудимся к положению благаго начала к изменению вышеписанных пренужных предметов, то да смотрим, что пишет св. Феодор Едесский в 6–й главе: „Камень, с горы сваляяйся, ровище водное быти претворяя. Сия убо реченная всякими образы стяжавшему их делают погибель“30. Посему, прелюбезнейший, да помним мы свои обеты, данные нами при пострижении, и богодухновенныя наставления предражайшаго и достопамятнаго твоего дядюшки пр. Феодора, который нам сие преподавал и словом, и примерными деяниями жительства своего. И да внимаем по возможности себе и своему сердцу и попецемся о назидании убогой души своей; нам бо с тобою иной суд будет, нежели прочим, не видавшим примерной его жизни и не слышавшим словес его, „солию духовною растворенных!..".

…Прости мя Господа ради и потерпи безумию моему, мне что‑то приходит мнение, да и чувствую с болезнию сердца об.., ибо наш о. старшой и второй по начальнике… – видно, в нем опять отрыгается прежняя валаамская химера, коею действовал нередко и в ваших глазах!.. Но прошу о нем помолиться, дабы не погряз в самомнении своем и любоначалии! – Того ради за нужное полагаю, дабы вы его письмо к нам переслали для познания слога его и мыслей. К нам писал… и только свое пустосвятство изъявлял, а притом и малоумие…