25 августа 1824 г.

Александро–Свирский монастырь

9.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш собрат о. Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися!

Приятное ваше писание, пущенное вами от 15 декабря, мы получили 19–го того же месяца и содержанию вняли. Слава Всемилостивому и Премилосердому Господу! Вот уже ты переведен и в Лавру, – долго сватан, но не скоро введен!.. Но, переменив наскученное место и опасныя сообращения, ко вреду душевному влекущия, пренужно нам с тобою, за молитвы всеобщаго Батюшки отца Феодора, с переменою места жительства изменить как воздержание чувств, так и сообращение… А когда в начале, при помощи Всемогущаго, не понудимся к положению благаго начала к изменению вышеписанных пренужных предметов, то да смотрим, что пишет св. Феодор Едесский в 6–й главе: „Камень, с горы сваляяйся, ровище водное быти претворяя. Сия убо реченная всякими образы стяжавшему их делают погибель“30. Посему, прелюбезнейший, да помним мы свои обеты, данные нами при пострижении, и богодухновенныя наставления предражайшаго и достопамятнаго твоего дядюшки пр. Феодора, который нам сие преподавал и словом, и примерными деяниями жительства своего. И да внимаем по возможности себе и своему сердцу и попецемся о назидании убогой души своей; нам бо с тобою иной суд будет, нежели прочим, не видавшим примерной его жизни и не слышавшим словес его, „солию духовною растворенных!..".

…Прости мя Господа ради и потерпи безумию моему, мне что‑то приходит мнение, да и чувствую с болезнию сердца об.., ибо наш о. старшой и второй по начальнике… – видно, в нем опять отрыгается прежняя валаамская химера, коею действовал нередко и в ваших глазах!.. Но прошу о нем помолиться, дабы не погряз в самомнении своем и любоначалии! – Того ради за нужное полагаю, дабы вы его письмо к нам переслали для познания слога его и мыслей. К нам писал… и только свое пустосвятство изъявлял, а притом и малоумие…

И сократя сии наши худосложныя строки, пребываем с нашим обычным расположением и сердечною преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросх. Антиох и Леонид со всею единомысленною братиею, заочно униженно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

Хотя наш о. Израиль и с усердием к нам стремится, но мы его хладнокровно ожидаем и неохотно, потому что наш о. Архим[андрит] со инспектором, враждуя друг против друга, заразились бумажными протестами, а потому и ожидают следствия. К тому же и губернский архитектор на сих днях делал в большом Троицком монастыре подробную смету отделки для Архиерейскаго дома и уверял, что точно будет здесь Архиерейский дом и Олонецкая епархия. А вышеозначенныя скаредныя бумаги?.. Так выражение оных посмрадит и оглушит слышащих, что всему ордену нашему будет вони нестерпимо, стыда же и хулы переносить, но ниже слышать бы хотелось!!! Но что же делать? Когда грехи мои понудили на сие попущение Премилосердаго Господа!

…Потрудитесь же написать, о чем намеревались…

22 декабря 1824 г.

Алекс[андро] — Св[ирский] монастырь

10.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.