А насчет предложения благодетельницы А[вдотьи] Т[ерентиевны]о письмах, я с Божией Помощию буду стараться, хотя я и давно это понимал ясно, и как она сама писала и теперь пишет для проформы П. В–чь, чему соображаясь и я упоминал.

Еще напоминаю твоей любве: чтобы тебе всеобщий враг не принес мнительнаго помысла, будто мы удерживаем вас в Л[авр]е для своих прихотей, будто много служишь нам присылкою потребностей и раздачею писем, точно мы по нашему сладострастному жительству премного вами довольны и наичувствительны к вашим услугам; но дабы для наших прихотей кто повреждал свою душу? – Cего не желаем, хотя и чувство слабое имеем и разсуждаем скудоумно. Но и это да помним: куда пойдем, да и что найдем? А особливо с нашими немощами душевными и телесными..? […] страшно и думать! И здешнее тоже никуда не годится. А св. отцы на немирныя места жительства переходить дерзать не повелевают; и при том: куда ни пойдем, а немощи и страсти с собою понесем, а особливо, ежели выйдем за неуважение нашего интереса – тут и жди важнаго искушения! Да опять же и сие помним, что с долготерпением только и упованием жаждущии сего упокоиваются. И мы сие довольно понимаем, что чрезмерный ваш труд подвигнул вас на таковое рвение и негодование; сожалеем, что при великих наших трудах страсти наши бутеют и младеют; а сие от того, что не приписываем труды сии грехам своим, то есть не разсуждаем, что терпим оные за грехи.

Но однако да не отчаяваемся, а со благодушием да продолжаем течение дней наших и, по возможности слабых сил наших, смиряем себя и окаяваем; то негли Премилосердый Господь, видя наше терпение и смирение, умилосердится и изведет, яко из темницы, в тихое пристанище и безмолвное.

Ваши покорные слуги и недостойные богомольцы, многогрешнии Иеросхим. Антиох и Леонид со всеми единомудренными собратиями кланяемся.

26 апреля 1827 г.

NB. Cпаси вас Господи и помилуй, что догадались оставить 50 р. и со о. Изр[аилем] сделаешь расчет за все, и будет свобода голове твоей. Также и шаль издерживай – нам шали не нужны, но не смеем Е[вдокии] Т[ерентьевне] запретить, дабы ей не пришло чего противнаго или огорчительнаго. Андрею Евсеевичу скажите, что я не помню упоминаемой им книги „Деяния Петра Александрийскаго“, ниже о. Макарий помнит, а была у нас его книжка, печатная о еретике Мартине Армянине и о деянии Киевскаго Собора на онаго, но мы ему оную возвратили, кажется, чрез Михайла Киприяновича (Михайловскаго полку унтеръ–офицера и музыканта), а больше мы книги у него не брали. Вы прикажите Диомиду Кондратьевичу у него спросить, и ежели у него, то он и доставит. Скажите, что его, Евсеевича, письмо получил и отцу Исаакию вложенное доставил; он ему отпишет, а от меня недельку должно ему потерпети, и, поуправившись, и я буду стараться отписать к его честности.

Книгу Симеона Новаго Богослова у нас писец начал было писать и жития листа написал, а остальное сам дописываю, ибо его после выезда о. Израиля на третий день Архиманд[рит] выслал. И только 6 листов осталось дописать, да грудь заболела; а то, с Божиею помощию, как скоро окончу житие, то с лодочником вышлю к вам, там приищи писца остальное дописывать.

Батюшке о. А[ндрею], вашему прелюбезнейшему помощнику, объявите, что я его письмо получил и содержанию внял, но на ответ потому не спешу, что он уже совершенно решился подать прошение о перемещении в П. или куда пошлют.

Крайне нам жаль о таковом его скорокрутом поступке, ибо его дело, по нашему скудоумию, весьма невыгодное предприятие; и не токмо во втором, но ниже в первом будет мало совместно, только последует одно искушение, а больше ждать нечего. Однако я буду стараться, поуправясь, и его преподобию отписать, как смогу.

Пожалуйте, изъявите и Петру Мануиловичу мое высокопочитание с поклонением и пожеланием терпения и мужественнаго сообращения, ибо, по Господню слову, без терпения не получим спасения!

13.

Ваше преподобие! Предостопочтеннейший в монасех о. Иоанникий! Прелюбезнейший о Господе собрат!

Приятныя ваши два писаньица, пущенныя с благонадежным Архипом Ф[еодоровичем] Бур[чиным], и при оном все письма благодетелей и их посылки получили все во всякой исправности, а именно: письмо А[килины] И[вановны] госпожи Ч[еркасовой] и кулечек с 20–ю яблоками и 5 войлоков, а второе – письмо генеральши А[лександры] Ал[ексеевны] г–жи К[асоговской].

А что вы упоминаете о книжке препод. Феогноста, мы к вам не об ней писали, а о тетрадке, не более как листиков в шесть, где выписка от полнаго жития св. Григория Паламы о молитве, како старец Иона любопрелся со св. Григорием, мня, что непрестанную молитву творить должно только одним монахам, а мирские от сего свободны. Ангел же Господень, явившись ему, увещал его, дабы впредь не дерзал любопретися о вещи законней и просил бы прощения у св. Григория.