Батюшке о. А[ндрею], вашему прелюбезнейшему помощнику, объявите, что я его письмо получил и содержанию внял, но на ответ потому не спешу, что он уже совершенно решился подать прошение о перемещении в П. или куда пошлют.

Крайне нам жаль о таковом его скорокрутом поступке, ибо его дело, по нашему скудоумию, весьма невыгодное предприятие; и не токмо во втором, но ниже в первом будет мало совместно, только последует одно искушение, а больше ждать нечего. Однако я буду стараться, поуправясь, и его преподобию отписать, как смогу.

Пожалуйте, изъявите и Петру Мануиловичу мое высокопочитание с поклонением и пожеланием терпения и мужественнаго сообращения, ибо, по Господню слову, без терпения не получим спасения!

13.

Ваше преподобие! Предостопочтеннейший в монасех о. Иоанникий! Прелюбезнейший о Господе собрат!

Приятныя ваши два писаньица, пущенныя с благонадежным Архипом Ф[еодоровичем] Бур[чиным], и при оном все письма благодетелей и их посылки получили все во всякой исправности, а именно: письмо А[килины] И[вановны] госпожи Ч[еркасовой] и кулечек с 20–ю яблоками и 5 войлоков, а второе – письмо генеральши А[лександры] Ал[ексеевны] г–жи К[асоговской].

А что вы упоминаете о книжке препод. Феогноста, мы к вам не об ней писали, а о тетрадке, не более как листиков в шесть, где выписка от полнаго жития св. Григория Паламы о молитве, како старец Иона любопрелся со св. Григорием, мня, что непрестанную молитву творить должно только одним монахам, а мирские от сего свободны. Ангел же Господень, явившись ему, увещал его, дабы впредь не дерзал любопретися о вещи законней и просил бы прощения у св. Григория.

Дмитрий А[лександровичь] Б[рянчанино]в письмо прислал и обстоятельства… объяснил, но мне, по слабости моей крайней, на ответ писать ни сил ни духу нет; а к тому же еще и молвныя обстоятельства сие дополняют и голову набивают…

Ежели при случае увидишь А. А., скажи, что письмо и посылки исправно получили, но за крайнею слабостию писать никак не мог, буду же стараться отвечать, ежели обстоятельства не воспрепятствуют.

И сократя, пребываем ваши покорные слуги и недостойные богомольцы, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и Леонид со всеми приверженными к нам и к вам униженно кланяемся.

18 октября 1827 г.

14.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Прелюбезнейший наш о Господе собрат отец Иоанникий! Усердно желаем вам здравствовати душевно и телесно!

Приятныя ваши три писаньица мы, ничтожнии, имели удовольствие получить каждое в свое время и при оных все посылки во всякой исправности: 1–е – с Б[урчи]ным, 2–е – с о. Ф[еофилактом], а 3–е с бр. А[ександром]. А равно и прочия все письма получены, но только удивительно, что от В[асилия] П[етровича] Бу[шми]на подаренная о. С–му десть почтовой полулистовой бумаги, не оную ли вы прислали мне с бр. А[лександром].

За ваше старательное и попечительное о наших препоручениях содейство всепокорнейше благодарим. Премилосердый же Господь да воздаст вам Своим милосердием и благодатию за все труды ваши и сострадательность сугубо.

Насчет анекдотов О[тенска]го третьекласснаго монастыря.., хотя для благонамеренных и для нас недостойных крайне неприятно и отяготительно слышать, а особливо для меня даже преболезненно – но что делать?.. За премногие грехи мои, видно, заслужил я своею развратною жизнию и нерадивым поведением таковы плоды от приснаго своего собрата и сына!!! Но и слог писем, кои вы пересылали, писанныя к вашей любве от о. А[арона], крайне нам не нравится и до зела показывается отвратителен. Также и мы уведомляем вас, что и мы от Его Высокопреп. на нынешней почте удостоились письмо получить, в коем может… и прикрывает свою застенчивость против нашей грубости и худости; пишет, якобы Его Высокопреп. уже давно писал к нам письмо, и на которое, с сожалением и прискорбием чувствует свое недостоинство, и до днесь не получил от нас ответа, однако уверен в нашей к нему любви, и со благонадежием чувственность свою изъявляет, что я не по какому‑либо негодованию или немирности на ответ к нему не отписывал, но видно за крайнею слабостию здоровья, поелику он в продолжении моей любви никакого сомнения не имеет. И так скомпановал небылицу в лицах и еще кой–какия загадки и нелепыя повести…и оканчивает письмо смиреннословием мнимым.

[Екатерина] [Иларионовна] видно из Х. выпугалась, что за ея благоговейную обходительность едва не подрались старцы, то и что‑то вздумала преобширное письмо и к нам худейшим написать, но обдержительное: про сводную свою маминьку, у которой она изволила ночевать во время бытия в [Лавре], не пометила ни слова – ни худаго ни добраго, а по сему и замечаем, что довольно заправлена и научена от великаго Старца. Однако и мы, при помощи Божией, к ея мнимой святыни, по возможности сил наших, потщились написать, и теперь едва ли будет писать нам.

А как мы с тобою оговорку делаем – чужие пороки видим и описываем, а о своих мало стараемся, да еще, к несчастию, и отлагательствами побеждаемся, а к тому еще и о достодолжном воздержании мало радим, то, о прелюбезнейший собрат о. Иоанникий! Господа ради прошу и молю тебя – да потщимся, по возможности слабых сил наших, за молитвы Батюшки о. Феодора, не делать таковой душевредной привычки, дабы отлагать время за время приуготовление к св. Тайнам исповеди и св. Причащения Животворящих Таин. Отлагати сего отнюдь не должно, но с твердым упованием, решимостию и благонадежием приступать к Всевышнему Господу Богу в таинстве Причащения присутствующему, помощи и покровительства себе от сего ожидати и от всех наших немощей избавления и очищения да мним, ибо Он силен и всемогущь. Итак, и паки напоминаю: всячески да стараемся почаще приуготовлятися к восприятию Святых и Животворящих Таинств, к очищению наших душ и телес.

А насчет нечастаго хождения к [Екатерине] [Иларионовне], за что вы выговор от нея получили, советуем лучше претерпевать выговоры, нежели со тщетою душевною и телесною таскатися по домам и разсеивати свои чувства, уязвлятися и уязвляти прочих сердца, увлекаясь сладострастием противу совести и обязанности нашего звания. А особливо сие опасно по неможению наших чувств и последующих парений похоти, которые пременяют и ум незлобивый.

О П[авле] И[льинско]м и прежде нам писал М[ихаил] В[асилиевичь] подобное – мы полагаем, что он сшил вам небылицу в лицах и прикрыл свой стыд, поелику ему нельзя в С. — Петербурге дать увольнение, но в той губернии, где отчина состоит.