Ежели будете скоро писать, то, пожалуйста, уведомьте, не доставлен ли к вам прошлогодний мухояр, принадлежащий череменецкому Строителю о. Г[еннадию]. И ежели не доставлен, то я намереваюсь вновь послать при Брюзгиных полотнах с Ал. Дмитриевичем. Мы полагаем, что он скоро в столицу к вам поедет. При свидании нашем с ним он просил свидетельствовать вам его усердное почтение. А при случае вашего свидания с черем[енецким] Строителем о. Г[еннадием] изъявите мое высокопочтение.

…Великаго Ф[иларета] доносительное письмо при наложении на нем резолюции было вскорости отослано в Консисторию, а из оной указ в Б[орисовск]ую пустынь, коим было предписано З[алесско]му Строителю и Б[орисовско]му протопопу благочинному произвести следствие; при исполнении котораго взятое показание от Игумении опровергло все ложное доношение великоименитаго и святой жизни старца, потому что он делал донос с получением письма одной в глубокой прелести находящейся мнимой его ученицы, а тем оказал свое благоразумие и дальновидность, употребив показание небылицы в лицах!..

О. С[ерафим] здесь расположился совсем определиться, послан по этому случаю запрос чрез Консисторию, может ли тамошним начальством уволен быть? Теперь ждет от Александро–Свирскаго монастыря Архимандрита милости.., к коему писал письмо просительное. Отцу же Иларию я отписал письмо по совету о. Серафима для скорости по случаю проезда чрез Олонец Архипа Феод[оровича] Б[урчина] и просил, дабы известил нас о мыслях о. Архимандрита насчет сего отпуска.

Старец наш бывший о. Василий [Кишкин] скончался в Площанской пустыни 27 апреля – в понедельник на Фоминой, а в среду похоронили.

Еще прошу сказать достопочтеннейшим А[килине] Ив[ановне] иЛ[юбови] Н[иколаевне], что их письма вторыя получил, а отписывать никак время не дозволяет, да еще ж они с прежними почти одного содержания, на которыя ответ им был написан, и я надеюсь, что они меня со благодушием простят. Засвидетельствуй им наше и всех единодушных всеусердное почитание; а может, они уже и сладились в предпринимаемый ими путь – в полуденныя пределы побывать и чистейшаго воздуха поглотать.

И сократя скудосложныя строки, поручая себя и вас покровительству Божию и Царицы Небесной, остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный Иеросхимонах Лев, с приверженною братиею униженно кланяюсь.

24 мая 1831 г.

Скит Оптиной Пустыни

16.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Достопочтеннейший о Господе собрат о. Иоанникий!

Всеусердно желаем Вам радоватися о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе и находящая претерпевати со благодушием и благодарением!

Писание ваше и при оном 10 р. ассиг. во всякой исправности получил сентября 6–го и, прочитывая оное, содержанию внял. На которое и краткосложно ныне ответствую. Во–первых, Премилостивый Господь да простит вам, что вы долго не писали, да я, многогрешный, и не имел на вас за сие хотя что‑нибудь взыскивать, а только по возможности сил моих умоляю Господа Всемогущаго, дабы даровал вам терпение в находящих, ими же да управит душу твою к совершенному спасению. Хотя я, непотребный, по человечеству и соболезную сердцем о теперешнем вашем положении, а особливо о нерешимости вашей состражду до избытка, но притом паки и благонадежием себя питаю, что вас по сей скорби, за молитвы Батюшки отца Феодора, Всемилостивый Господь утешит и исполнит по желанию Своему. Поелику писано есть в 33–м псалме: „Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь“. И св. Исаак Сvрин в 37–м слове пишет тако: „Всяк сын необучен – не приемлет богатство дому отца своего, во еже помощися от него; сего ради прочее искушает Бог и томит, таже показует дарование. Слава Владыце, в лечбах терпких наслаждение здравия нам приносящу“.

А что вы объясняете, что Алек. Ив. передал вам мысли М–а, что даже и слышать не хочет об увольнении вас; а притеснения и сплетни еще умножаются, то мы, о прелюбезнейший, возверзим всю нашу участь и самих себя на Единаго Промыслителя и Покровителя, Премилостиваго и Всемогущаго Господа. Той по Своему милосердию нас защитит и противоратующих умиротворит и на милость приклонит. А Вас прошу и молю – со благодарением и упованием продолжать жительство там же, поколь Премилосердый Господь, видев наше терпение и смирение, соблаговолит и невидимо вложит в сердце Архип[астыря] вас отпустить… Вы вспомните, что мы поступили в монастырь не деньги собирать, но оплакивать грехи свои и совершенно спастися, посему извольте долготерпеливо выслушать. Вы из своих доходов довольно благодетельствовали бедным и странных принимали, подкрепляя, насыщая и утешая; и сами от благотворительности, по заповеди, ощущали благоприятность в своих чувствах! А теперь уменьшение должнаго вам из кружечнаго числа если с благодарностию претерпите, то сие вменится вам в сугубое благотворение…