Скит Оптиной Пустыни

16.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Достопочтеннейший о Господе собрат о. Иоанникий!

Всеусердно желаем Вам радоватися о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе и находящая претерпевати со благодушием и благодарением!

Писание ваше и при оном 10 р. ассиг. во всякой исправности получил сентября 6–го и, прочитывая оное, содержанию внял. На которое и краткосложно ныне ответствую. Во–первых, Премилостивый Господь да простит вам, что вы долго не писали, да я, многогрешный, и не имел на вас за сие хотя что‑нибудь взыскивать, а только по возможности сил моих умоляю Господа Всемогущаго, дабы даровал вам терпение в находящих, ими же да управит душу твою к совершенному спасению. Хотя я, непотребный, по человечеству и соболезную сердцем о теперешнем вашем положении, а особливо о нерешимости вашей состражду до избытка, но притом паки и благонадежием себя питаю, что вас по сей скорби, за молитвы Батюшки отца Феодора, Всемилостивый Господь утешит и исполнит по желанию Своему. Поелику писано есть в 33–м псалме: „Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь“. И св. Исаак Сvрин в 37–м слове пишет тако: „Всяк сын необучен – не приемлет богатство дому отца своего, во еже помощися от него; сего ради прочее искушает Бог и томит, таже показует дарование. Слава Владыце, в лечбах терпких наслаждение здравия нам приносящу“.

А что вы объясняете, что Алек. Ив. передал вам мысли М–а, что даже и слышать не хочет об увольнении вас; а притеснения и сплетни еще умножаются, то мы, о прелюбезнейший, возверзим всю нашу участь и самих себя на Единаго Промыслителя и Покровителя, Премилостиваго и Всемогущаго Господа. Той по Своему милосердию нас защитит и противоратующих умиротворит и на милость приклонит. А Вас прошу и молю – со благодарением и упованием продолжать жительство там же, поколь Премилосердый Господь, видев наше терпение и смирение, соблаговолит и невидимо вложит в сердце Архип[астыря] вас отпустить… Вы вспомните, что мы поступили в монастырь не деньги собирать, но оплакивать грехи свои и совершенно спастися, посему извольте долготерпеливо выслушать. Вы из своих доходов довольно благодетельствовали бедным и странных принимали, подкрепляя, насыщая и утешая; и сами от благотворительности, по заповеди, ощущали благоприятность в своих чувствах! А теперь уменьшение должнаго вам из кружечнаго числа если с благодарностию претерпите, то сие вменится вам в сугубое благотворение…

Да вы возьмите в пример и историю моего пребывания в Свирском 5–ть лет против моей воли; хотя по видимому и не было сильнаго притеснения подобнаго вашему, однако кто чувствовал на опыте, тот видел… И сами вы означаете, что един страдалец проходит и вящшую тризну от глав[ного] нач… А мы с тобою не помним и ублажаемаго всею Церковию многострадальнаго, произнесшаго сии слова: „Аще благая от руки Господни прияхом, то злых ли не стерпим“.

Ризницу от Адинцова, пересланную к Черкасовым, с камлотом и 12–ю аршинами драдедама мы получили верно; но как послана была без ящика, то вся помялась. До приезда нашего о.[Гавриила], который выпросился в Орел и Карачев с родными и благодетелями повидаться и мнимую свою нужду пополнить, сия ризница лежит у меня до его распоряжения. И двадцать молитв получены. Удивляюсь же я вам, что вы начали его прихоти исполнять – оне едва ли ограничиться могут…

…Жалко, что ЕвФимия Осиповна пострадала от пожара; я надеюсь, что ее Господь не оставит, при случае поклонись ей от меня и хотя 10 р. (за наш счетъ) отошли ей с верным. Право, жалко по человечеству и о. Строителя А–го, однако, видно, еще достоин оказался таковаго посещения и даннаго ему времени к достодолжному раскаянию и развязке запутанностей…

Слухи насчет обители, до вас дошедшие, хотя отчасти и неоспоримы, но и то посмотрим: в нынешния пребедственныя времена где и в которой из самых примерных обителей найти возможно надлежащее устройство порядка и правил, а особливо в мнимых общежитиях – где единодушие в братии? А в нашем скиту, поколь Премилостивый Господь долготерпит премногим грехом нашим, есть до 15–ти и в монастыре около 10–ти к нам приверженных и единодушных. Чего же еще теперь желать? А [А. Д.] человек мирской и сердечными очами слепой – на едины лицы смотрит. В книге св. Сvмеона Нов. Богослова прочти главы 70–ю, 71 и 72–ю и обрящеш на сие полную развязку.

Господь Премилостивый да вразумит тебя, и да просветит, да умудришися во смирении, и да поможет тебе, и да сохранит, покрыет от всех десных и шуих сетей вражиих, и да простит тебе вся согрешения вольная и невольная. И аз многогрешный посылаю тебе мое отеческое прощение и благословение, и молитвами покойнаго нашего о. Феодора мир Божий да почиет на тебе. За сим остаюсь твой недостойный богомолец, Иеросхимонах Лев и с приверженною братиею униженно кланяюсь.

P. S. О. И., слава Богу, совсем определен и помаленьку мирствует, хотя и отрыгаются еще свирския сиги и лососи, однако уповает и кланяется вам.

О. А [арон] крайне нездоров не токмо телом, но и душею, и первый противоратующий на нас, но действовать не может, потому что всем отвратителен сделался.