Да вы возьмите в пример и историю моего пребывания в Свирском 5–ть лет против моей воли; хотя по видимому и не было сильнаго притеснения подобнаго вашему, однако кто чувствовал на опыте, тот видел… И сами вы означаете, что един страдалец проходит и вящшую тризну от глав[ного] нач… А мы с тобою не помним и ублажаемаго всею Церковию многострадальнаго, произнесшаго сии слова: „Аще благая от руки Господни прияхом, то злых ли не стерпим“.

Ризницу от Адинцова, пересланную к Черкасовым, с камлотом и 12–ю аршинами драдедама мы получили верно; но как послана была без ящика, то вся помялась. До приезда нашего о.[Гавриила], который выпросился в Орел и Карачев с родными и благодетелями повидаться и мнимую свою нужду пополнить, сия ризница лежит у меня до его распоряжения. И двадцать молитв получены. Удивляюсь же я вам, что вы начали его прихоти исполнять – оне едва ли ограничиться могут…

…Жалко, что ЕвФимия Осиповна пострадала от пожара; я надеюсь, что ее Господь не оставит, при случае поклонись ей от меня и хотя 10 р. (за наш счетъ) отошли ей с верным. Право, жалко по человечеству и о. Строителя А–го, однако, видно, еще достоин оказался таковаго посещения и даннаго ему времени к достодолжному раскаянию и развязке запутанностей…

Слухи насчет обители, до вас дошедшие, хотя отчасти и неоспоримы, но и то посмотрим: в нынешния пребедственныя времена где и в которой из самых примерных обителей найти возможно надлежащее устройство порядка и правил, а особливо в мнимых общежитиях – где единодушие в братии? А в нашем скиту, поколь Премилостивый Господь долготерпит премногим грехом нашим, есть до 15–ти и в монастыре около 10–ти к нам приверженных и единодушных. Чего же еще теперь желать? А [А. Д.] человек мирской и сердечными очами слепой – на едины лицы смотрит. В книге св. Сvмеона Нов. Богослова прочти главы 70–ю, 71 и 72–ю и обрящеш на сие полную развязку.

Господь Премилостивый да вразумит тебя, и да просветит, да умудришися во смирении, и да поможет тебе, и да сохранит, покрыет от всех десных и шуих сетей вражиих, и да простит тебе вся согрешения вольная и невольная. И аз многогрешный посылаю тебе мое отеческое прощение и благословение, и молитвами покойнаго нашего о. Феодора мир Божий да почиет на тебе. За сим остаюсь твой недостойный богомолец, Иеросхимонах Лев и с приверженною братиею униженно кланяюсь.

P. S. О. И., слава Богу, совсем определен и помаленьку мирствует, хотя и отрыгаются еще свирския сиги и лососи, однако уповает и кланяется вам.

О. А [арон] крайне нездоров не токмо телом, но и душею, и первый противоратующий на нас, но действовать не может, потому что всем отвратителен сделался.

[Между 1828–1834 гг.]

17.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше преподобие! Достопочтеннейший и прелюбезнейший о Господе собрат о. Иоанникий! Усердно желаем вам здравствовати душевно и телесно!

Приятное ваше писание, пущенное вами с почтою 23–го генваря, в мою келлию получено 29–го, и как я был в отлучке – в Белгороде, Борисовской пустыни и на обратном пути в Севске и Площанской пустыни, и при помощи Всевышняго возвратился благополучно 20–го марта во 11–м часу ночи, то и начинаю теперь ответствовать, перечитывая накопленныя письма.

Иконы в ящике, посланныя Егором Тихоновичем чрез г. Жукова, а именно: две иконы Тихвинской Божией Матери – первая, выпрошенная у отца Архимандрита о. Гавриилом, и другая, пожертвованная усердием благодетеля Петра Васильевича Лесникова с серебрянным венцем в полное мое распоряжение, исправно получили. Также Е[вдокия] Т[ерентие]вна и сельдей (10 пуд.) нам прислала. Воистину Премилосердый Господь возвестил ей нас слабых утешить, поелику в здешнем месте оне нужны. Слава Премилостивому Господу, что Л[еснико]вы благополучно выдали А. П[етро]вну и, по–видимому, выгодно, – Господь с ними.

О упоминаемом вами пустынножителе отце П[афнутии], что гостил в Лавре и по домам месяц, и вы заметили, что он сожалеет о Лавре, что не разсудя вышел – и не по мере своего устроения; отчего объемлет им двоедушие.