Письма

Даже от Библии с ума сходят. Так и твое дело; когда враг борет тебя: поди, согреши! Ты скажи: я монахиня! Иисусова невеста! И Жених Небесный меня накажет за неверность Ему! Диавол скажет: о! о! о! Какая ты особа – Христова невеста! Тебя надо почитать как святую! А ты должна думать, что я, мол, не только невестой Христовой не смею назваться, но и последнею рабою!..

81. Не будь лакомкой

Ах, ты девочка–лакомка, ишь ты выдумала: воду с сахаром! А? Да у нас богачи чуть–чуть прикусывают сахарку с чаем, а она воду с сахаром! И не грех тебе? Молоденькая девочка, пришла душу спасать, а лакомится так, как не лакомятся и богатые мужики. Ведь ты читаешь жития! Княжны, царския дети приходили в монастыри, и нигде не видно, чтоб лили воду с сахаром! Какое тут спасение? Лакомка! Да еще других осуждаешь? Да празднословишь? Как после этого не поганить тебя помыслам. Оставь, Г., лакомство. Оставь празднословие, будешь умница, хорошая монахиня; мы будем любить тебя и заботиться о спасении твоем. Только смирись. Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех. А я тебя помню. Пиши ко мне, ничего не скрывая. А то ты видишь какая глупенькая! Начала лакомиться сахаром, да еще постом! Разве ты кинарка? И кинаркам не всегда дают сахару! Я тебе это говорю любя и жалея. Потому что кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями. А мне хочется, чтобы мы с тобою и там были вместе в райских наслаждениях, которых тебе желая, остаюсь твой благожелатель…

82. От неоткровения помыслов враг торжествует

Огорчаешь меня, Г., что все противишься и не слушаешь старших. Какой тебе демон нашептал, что мирская жизнь лучше монашеской! Да ты видела ль, сколько там скорбей, нужд, браней, драк, раздоров, пьянства, безчиний? Ты не открываешь, матушка, помыслов – вот враг и торжествует над тобою. И нам всем скорбь от этого! Одумайся, Г.! Ты девочка способная к монашеству, только не слушай врага, желающаго погубить тебя. А если потерпишь, то Господь поможет тебе, и брань перейдет. Без этой брани никто не спасся. Даже и святые ее терпели. А Бог не отступился от тебя. Он всегда с тобою и день и ночь. Он в сердце твоем и ждет только, когда ты смиришься, чтобы помочь тебе, и когда ты позовешь Его. И я тебя, Г., не забываю, и часто вспоминаю тебя на молитве. Многогр. И. Анатолий.

83. Уйдешь из монастыря–потеряешь и вечное царство

Кому, кому, а Г. К. всех тошней! Так тошно в монастыре, что взялаб она, да так таки и сиганулаб через ограду, да силенка не берет. Да тоже увидят. Да еще поймают. И я бы, когдаб приехал – то Г. не нашел бы! Да очень вероятно, и там, и в Новом Иерусалиме Небесном, в свое время, встречая знаемых ликующих и веселящихся дев – невест Христовых, не нашел бы в кругу их Г. К. – она усигнула бы за стену Иерусалима. Значит, и там бы осталась вне Христова стада избранниц отроковиц – возлюбленных Богу девтсвенниц… А так как наша Г. не ушла из монастыря, ибо было все заперто; то значит мы там с ней будем видеться, часто, очень часто, даже всегда. Ибо сказано, что там ворота царския отворятся и уж никогда не затворятся. Впрочем, мы с тобою увидимся еще и здесь.

84. На Пасхе должно быть светло на душе

Христос Воскресе! «Ныне вся исполнишася света: небо же и земля и преисподняя». Но не знаю, было ли светло в твоей душе? Должно бы светиться; ты девочка молодая, да еще певчая, да еще обезпеченная! И босая не ходишь, и голодная не ложишься. И встаешь, точно птичка – прямо к утрени, на славословие Божие. А! Так что ли?

Стоило бы тебя, Г., пробрать, что записочку прочитала; но теперь Пасха, Бог тебя простит!.. Не унывай, Г.! Начнем исправляться! И я хочу положить начало!

Письма к Е. Е.

85. Искушения Господь посылает для нашего спасения

23 Декабря 1876 г.

Получил я письмо твое, скорбная и немощная Д., и очень пожалел, что такая понятливая девочка так неразсудительно ведет себя в духовной жизни. Из слов твоих видно, что ты понимаешь духовный смысл монашества, а на дело‑то жидка. Ну, чтож делать нам? Смирись, зазри себя в немощах и спеши с прошением о помощи к Богу. Бог прибегающих к Нему никогда не оставит через силу на искушения; особенно юную свою подвижницу. Ведь Он человеколюбец видит от диавола приражения страстей безчестия, но ждет, чтобы видеть наше произволение; и томит нас. А для чего? Для того, чтобы мы, во 1–х, сознали свою немощь и смирились; 2–е, для того, чтобы увидивши свое безсилие и приражения врага обратились к Богу, Помощнику в скорбях обретших ны зело; а 3–е и главное, чтобы мы перешедши огнь и воду, сделались искусны. Ибо муж неискушен – неискусен, по слову Божию. А тебя Бог желает сделать искусною и попущает, чтобы матушка тебя пробирала, и временем потрепала. Да, Д., это очень полезно. И от блудной страсти очень помогает, Святый Нил Синайский пишет: «не отвергай усмарей (т. е. кожевников) аще бо и биюще попирают и растягающе строгают, но этим самым одеяние твое светло бывает». Ты все трубишь – пришла смерть. Да Господь так и сказал: «зерно, аще пад не умрет, не оживет». Вот тебе Господь и посылает искушение, – чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла, – тебе и приходит смерть. А по слову Божию: «если со Христом умрем, с Ним и оживем».