Письма

84. На Пасхе должно быть светло на душе

Христос Воскресе! «Ныне вся исполнишася света: небо же и земля и преисподняя». Но не знаю, было ли светло в твоей душе? Должно бы светиться; ты девочка молодая, да еще певчая, да еще обезпеченная! И босая не ходишь, и голодная не ложишься. И встаешь, точно птичка – прямо к утрени, на славословие Божие. А! Так что ли?

Стоило бы тебя, Г., пробрать, что записочку прочитала; но теперь Пасха, Бог тебя простит!.. Не унывай, Г.! Начнем исправляться! И я хочу положить начало!

Письма к Е. Е.

85. Искушения Господь посылает для нашего спасения

23 Декабря 1876 г.

Получил я письмо твое, скорбная и немощная Д., и очень пожалел, что такая понятливая девочка так неразсудительно ведет себя в духовной жизни. Из слов твоих видно, что ты понимаешь духовный смысл монашества, а на дело‑то жидка. Ну, чтож делать нам? Смирись, зазри себя в немощах и спеши с прошением о помощи к Богу. Бог прибегающих к Нему никогда не оставит через силу на искушения; особенно юную свою подвижницу. Ведь Он человеколюбец видит от диавола приражения страстей безчестия, но ждет, чтобы видеть наше произволение; и томит нас. А для чего? Для того, чтобы мы, во 1–х, сознали свою немощь и смирились; 2–е, для того, чтобы увидивши свое безсилие и приражения врага обратились к Богу, Помощнику в скорбях обретших ны зело; а 3–е и главное, чтобы мы перешедши огнь и воду, сделались искусны. Ибо муж неискушен – неискусен, по слову Божию. А тебя Бог желает сделать искусною и попущает, чтобы матушка тебя пробирала, и временем потрепала. Да, Д., это очень полезно. И от блудной страсти очень помогает, Святый Нил Синайский пишет: «не отвергай усмарей (т. е. кожевников) аще бо и биюще попирают и растягающе строгают, но этим самым одеяние твое светло бывает». Ты все трубишь – пришла смерть. Да Господь так и сказал: «зерно, аще пад не умрет, не оживет». Вот тебе Господь и посылает искушение, – чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла, – тебе и приходит смерть. А по слову Божию: «если со Христом умрем, с Ним и оживем».

За все твои немощи – и за лень, и разсеянность, и похоть плотскую, и тщеславие и прочие грехи – Бог да простит тебя. И аз недостойный тебя не осуждаю, ибо ты еще юная, необученная, – от того и нетерпелива.

А что томно бывает, то разсмотри совесть; нет ли какого нераскаяннаго грешка?

Молитвы, или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри себя. Хульные помыслы старайся не принимать и не веруй им и Господь простит тебя. Когда помыслы находят, не принимай их, н не отражай, а тем больше не заклинай их и не противоречь – это не твоей меры! А прибегай к Господу с молитвою и смирением. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющаго – и минет искушение. Память святых должно чтить, чая от них милости. А чтобы извергнуть внутреннее зло – много, много нужно говорить. Теперь пока довольно и сего…

Пиши все, как умеешь – не стесняйся; если можно, всегда отвечу.

86. Согрешив, тотчас кайся Богу. Сестрами не брезгай

29 Апреля 1878 г.

Если когда согрешишь и тотчас обращаешься к Богу каяся – это очень хорошо. Так и должно. И Господь простит. А духовнику или старцу после сказать, – если важен грех. Не делай впредь. Сестер любить должно всех. А чтобы не брезгать – помни, что и из твоего лица и груди, и живота – будет гной и черви. И Бога моли даровать тебе разум вещей. Читать книгу можно всегда. За родных можно читать 1 кафизму. Недост. И. Анатолий.