Письма

Сейчас иду к вечерне. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Вот ты говоришь, как тяжело было разставаться. А ведь это все на время. Опять увидимся. А каково будет разставаться там‑то? Когда на веки и веки разлучит Господь друг от друга? А если потерпишь теперь, то всегда будем вместе с Господом, и с Ангелами, и со всеми святыми. И радости нашея никто же возьмет от нас. Так сказал Сам Господь.

96. В молодой монахине всего хуже упрямство и непослушание

Письма твои получил. Во всем исповеданном тобою, Бог да простит тебя. Только исправляйся. Знай, что для девочки хуже всего упрямство и непослушание; скоро всем опостылешь. И потому всеми силами переламывай характер злой. Это признак гордости… А что нет у тебя матери, и никто к тебе не ходит проведать – радуйся. Сама Матерь Божия будет блюсти тебя. Ибо сказано: «Отец мой и мати моя остависта мя! Господь же восприят мя!» С родными трудно жить монаху. А что ты по–монашески живешь, это видно из того, что у тебя есть скорби, и ты их по силе своей несешь. Не унывай. Господь спасет тебя. Монашенки носят всегда четки для того, чтобы не забывать молитву Иисусову. Для этого‑то четки и даются.

97. О скорбях и о молитве Иисусовой

Едва я прочитал письмо твое, Д., как взялся отвечать тебе. Уж какия это беды сокрушают тебя, я из письма не вижу, а вижу только, что жить тебе в тягость. Ибо – первое дело: тебе не позволяют спать постоянно, а второе дело: нет мужа–буяна, который поколотил бы тебя и выбил бы дурь из головы, и еще много–премного скорбей, которыя одни – больше других.

Так что Д. думает, что последнее письмо пишет ко мне. А я так надеюсь еще писать Д., ибо думаю, что она девочка умная и одумается, возьмется за свое дело. И книжки полюбит. И Богу станет молиться. И ко мне будет писать, и я ей буду отвечать. Поэтому я и остаюсь спокоен за тебя.

Отвечаю на твои недоумения: молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую. А ты думаешь неправильно; ибо ты–девочка неопытная, да еще своенравная. А ты старайся смирять себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией. А что другия про тебя говорят, об этом не безпокойся. Ты пришла в монастырь угождать не людям, а Богу, который и спасет тебя – в этом ручаюсь – только потерпи.

Письма к Е. К.

98. Пожелание в день Ангела

Поздравляю тебя, преподобная Е., с днем Ангела. Желаю тебе вспоминать тот час, когда преподобная, находясь между небом и землею, глядела с ужасом на страшнаго змия, который желал мгновенно проглотить ее. Теперь это в наших руках: можем запастись силою свыше не бояться его. Начнем смиряться, и власть наша над этим змием будет несомненна. И дело спасения в нашей воле.

99. Ты находишься на гибельном пути, понося старчество

Ты, сестра, Е., очень не порадовала меня письмом твоим от 11 января. Искренно сожалею о тебе: ты пошла к низу, что скоро и жизни не рада будешь. Как говорят: ни Богу свеча, ни миру калач. Что св. Отцы хвалят, каким путем сами они шли и нам по любви своей для нашего облегчения завещали, ты поносишь, –говорю о пути старчества и откровения помыслов. Куда ты готовишь себя? Или надеешься избежать врат смерти? Ей, не избежишь! Пощади себя, сестра!

От сердечной любви говорю тебе: одумайся. Время не ушло; оставь глупости; возьмись за дело – хоть слегка, по силе. И силень Господь возставить тебя, и будешь любезна ему и людям.