Письма

Не вникай в чужие дела – мир потеряешь!

127. Смирение достигается терпением

9 Декабря 1880 г.

Получил я и последнее твое письмо, в котором ты удивляешься чужому смирению, а своего показать не хочешь. Впрочем, и то хорошо, что ты любишь, значит, и желаешь его. Но по неопытности, не знаешь, как отыскать его. Не хочешь ли, я научу? А? Желаешь? Перекрестясь обращаюсь к тебе и сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостиваго Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта‑то боль, это‑то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них‑то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райския, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя. А со временем увидишь и ужаснешься.

128. Как проводить Рождество

21 Декабря 1881 г.

Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова! Дай Бог в разуме праздновать святые дни сии и вечера, – не так, как празднует растленный мир, где вечерами святыми совершаются всякия мерзости: песни, пляски и сопели; даже и лицо человеческое безобразят рожами! А мы с тобою поживем ангельски, хоть и с болезнию, но чисто, преподобно. А что теперь твориться в Стенине‑то? В Козельске‑то? Пьянство! Гульба! Пляска! Брань! Драка! Безстыдство! Скверныя дела! Рожи! Песни! и проч. – просто ад земной! А наше дело‑то чисто ангельское. Засядем в келлийке, повздохнем, поплачем и примем на память: что в эти дни совершилось? Едва рожденный младенец Бог – но и совершенный человек – со всеми немощами нашего тела бреннаго, – видит этот свет впервые в скотском вертепе; зима – 25 Декабря; сырость; члены рожденнаго младенчественные, нежные млеют от холода, а деваться некуда, город далеко. Ни одежды, ни теплаго жилища и не видится… А нам келья нехороша! Соседки нехороши! Да разве у Господа ослы и коровы– соседи тогда– были лучше?

Что мы скажем, когда явится Сын человеческий Иисус Христос и все это скажет нам, и покажет язвы свои и копием прободенное ребро? Для кого, скажет, я пришел на землю? За кого страдал?..

Говоришь, что я не понимаю твоих страданий – самолюбие тебя ослепляет, а я очень понимаю. Но я вместе и верю Господу, сказавшему своим возлюбленным: «в мире скорбь имети будете. И мир возрадуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится; и радости вашея никто же возьмет от вас»…

129. Хорошо, что умеешь каяться

29 Апреля 1882 г.

Истинно говорю тебе, что ты ведешь себя дурно. То есть, ни дать, ни взять – как я смолоду. Конечно, мои грехи тяжелее, и каяться я не умел, а ты хоть злишься, да каешься. А я и каяться не умел. А потому как ни дурно держишь себя, а все‑таки ты и была, и теперь лучше меня. И это для меня утешение. Что ты так зла, конечно, похвалять тебя не стану, но скажу по секрету, что злой не кается и не окаявает себя; а ты болишь об этом, а такая болезнь есть хороший признак, признак возможности исцеления. Только потерпи.

Мужайся, и да крепится сердце твое.

И потерпи Господа!