Письма

Одна глупенькая молоденькая девочка просит: «испроси мне просвещение сердца, чтоб я могла различать правый помысл от вреднаго». Ну, что тут прикажешь отвечать? Берешь ты, матушка М., высоко! Есть кого вопросить, и спрашивай! Получишь ответ, – и будет с тебя. А то ведь высокомерна эта девочка! Испроси ей еще дар разсуждения! Да этот дар выше всех добродетелей христианских! Дай ей! Ишь куда лезет? Ты, небось, читала «патерик»? В древнем Египте и великие‑то отцы не все имели дар сей. Вон какие: Макарий великий ходил на старости лет к Антонию вопрошать. Пимен Великий ходил с помыслами своими к Иосифу панефосскому; Памво, Аммун, и многие, многие великие святые не смели дерзать на такую добродетель! А М. Г–вой подай! Экая гордая…

О разсуждении если хочешь иметь понятие, то спроси у матушки ту часть Добротолюбия, т. е. последнюю, где есть слово Кассиана к Леонтину игумену и прочти его.

Просишь, чтобы я не оставил тебя. Помни, что сказал Господь: «Аще кто слово Мое соблюдет: Аз и Отец Мой к нему приидем, и обитель у него сотворим». И будет с тебя.

Просишь научить тебя «совершенному незлобию». Поди лучше к Господу. Он Сам приглашает желающих: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен» Взывай чаще: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную! И научит тебя Сам! Батюшка о. Амвросий посылает тебе свое благословение. И аз такожде.

149. Скорби научают молитве. Действие молитвы Иисусовой

16 Февраля 1878 г.

Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение. И аз грешный молюсь за тебя, чтобы тебя Господь сподобил со святыми в вечной славе своей царствовати. А что матушка и казначея тебя пробирают: за это я им очень и очень благодарен. И не напрасно. А потому что в свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что еслиб у тебя не было скорбей, то нужно бы молить Милосердаго Господа, чтобы Он их послал тебе. Прочти в наставлении о. Серафима (Саровскаго) 8–й пункт. А что делается в сердце, не безпокойся. Иисусово имя безпокоит врагов душ наших, который поселился был в сердце – вот он и возится; а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Непременно разыщи книгу: «Семь слов Марка Подвижника» и читай постоянно. Так таки и сиди над ней. Мир тебе!

Считай себя хуже всех на свете–вот тебе и повеселеет.

150. Предосторожности в молитве Иисусовой

16 Апреля 1886 г.

Воистину Христос Воскресе!.. Получил твое письмо и спешу тебя успокоить. Первое – ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильнаго умнаго делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того – не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Хорошо, если бы ты приобрела книгу Паисия Величковскаго. Тебе надо ее прочесть. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такия уклонения случаются со многими. Мир тебе и спасение.

151. При обучении умной молитве нужен опыт

26 Января 1887 г.

Мир тебе и благословение Божие, страждущая сестра, мать М. Получил письмо твое. Вижу грусть твою и болезнь твою. Ты ропщешь, что я оставил тебя. Это неправда: всегда помнил и помню, и сердцем сочувствую, но я не хотел понуждать тебя, когда ты изявила желание перейти к другому отцу.