Письма

Считай себя хуже всех на свете–вот тебе и повеселеет.

150. Предосторожности в молитве Иисусовой

16 Апреля 1886 г.

Воистину Христос Воскресе!.. Получил твое письмо и спешу тебя успокоить. Первое – ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильнаго умнаго делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того – не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Хорошо, если бы ты приобрела книгу Паисия Величковскаго. Тебе надо ее прочесть. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такия уклонения случаются со многими. Мир тебе и спасение.

151. При обучении умной молитве нужен опыт

26 Января 1887 г.

Мир тебе и благословение Божие, страждущая сестра, мать М. Получил письмо твое. Вижу грусть твою и болезнь твою. Ты ропщешь, что я оставил тебя. Это неправда: всегда помнил и помню, и сердцем сочувствую, но я не хотел понуждать тебя, когда ты изявила желание перейти к другому отцу.

Если бы тебе ответить, то нужно бы: или соизволить тебе, или возбранить. Но если возбранить, то ты, пожалуй, приписала бы это самолюбию моему; а соизволить – значит взять на свою душу ответственность, если новый наставник поведет тебя иным путем. А для тебя это вдвойне опасно, потому что проходишь путь умной молитвы. А если он этого пути и сам не знает, куда он тебя заведет? У меня были опыты, что ученые, и даже очень ученые по книгам, на деле ни на волос не понимали этого духовнаго делания. Потому что этот путь дается не книгою, а кровью. Даждь кровь, и приими духа. Но теперь вижу, что твое желание перейти к другому было капризом, и потому я обращаюсь к тебе по–старинному. Бог да простит тебя во всех прегрешениях твоих! Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присущия Божия. Что молитва твоя не безпрерывна, не скорби–это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тя Господь.

152. О молитве Иисусовой устной и сердечной

(Письмо старца Амвросия)

Сестра о Господе и чадо духовное, М. Письмо твое от 4–го Апр. получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет писать тебе часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотския движения и скверные, и хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем и, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти.

Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиреннаго самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молиться особенно во время смущения и за себя и за оскорбляющих: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.

Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь. Просишь приехать. Если и приедешь, не скоро доберешься, потому что я стал стар и слаб и народом очень обременен. Мир тебе и Божие благословение!

Многогр. И. Амвросий. 24 Апреля 87 г.