Письма

Опять перечитывал твои скорби, М. Они все те же, и я в них не нахожу ничего ни особеннаго тяжкаго, ни страшнаго, ни безнадежнаго.

А ты просто угорела, и тебе представляются все страсти, отчаянность, уныние… А я тебе говорил, что молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей… Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия».

«Блаженни есте, егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Но М. ни мзды, ни неба, ни Бога–ничего не нужно, только убежать бы в Т. от скорбей. Ну, и от Бога убежишь. А еще–монахиня; пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившаго за нас Живот Свой, умершаго безчестною смертию на Кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истинным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Господа Иисуса: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет». «Аще с ним страждем, с ним и спрославимся».

162. Чтобы утвердилась молитва, терпи скорби и презрения

Насилу порадовала меня М., и слезы свои горькия отерла! Ведь яж тебе писал, что тебе тяжело не от того, что скорби твои невыносимы, а что ты сама‑то недопеченная. Ведь вот потерпела – перешла буря искушения – и те же скорби и та же жизнь – а терпится – ничего себе!

Знай же, если будешь слушать впредь, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей – этого ничем незаменимаго сокровища – да поздно будет! Батюшка посылает тебе благословение. Я ему говорил, как ты страдаешь, он ответил, что это попускается за молитву. Значит, оставь молитву, вот и скорби отойдут… Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому‑то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства… А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство–терпеть скорби и презрение! Значит, ты сама разорила все!

…А блудные помыслы перед причастием– от врага!

163. От креста не убежишь

Преподобная сестра М.! Много лежит у меня твоих писем. Но гораздо больше у тебя скорбей! Чтож я с ними сделаю? Сам сый немощен и грешен? Я тебе говорил, как и сам себе всегда говорю: «потерпи! потерпи, дондеже идет гнев Господень!» Ведь не вечно же ты и я будем страдать! Сам Господь устами Давида сказал: «по множеству болезней утешения твоя возвеселиши душу мою». Но М. от утешений не прочь! А болезни нельзя как‑нибудь взвалить на голову матушке! Да, пожалуй, и на голову любимаго батюшки! Только бы эти проклятыя болезни от меня‑то отвязались! Бедная М.! А я так много надеялся на тебя!

А что матушка тебе говорит, прими яко от уст Господних! И Он всемилосердый и любвеобильный наградить тебя за это, т. е. Сам за Себя. Соседок и сожительниц своих полюби и благо думай о них. А не можешь – окаявай себя и вопий ко Иисусу! – N. N. хотя бы и взяла в келлию свою, и… и хотя бы сам Царь Император взял тебя в свой дворец, а крест, тебе назначенный, все‑таки ты сама (а никто другой) понесешь! Ты крестилась, так и неси крест!…

164. В действии молитвы не все понятно для неопытных

Молитву твори, а судить ее–не суди. Не твое дело. Помни ту главу у Марка Подвижника – слово 2–е, гл. 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовнаго возраста), а иное действие врага похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться… Скорбей у Бога не проси; а пошлет–терпи.

Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.