Письма

…А блудные помыслы перед причастием– от врага!

163. От креста не убежишь

Преподобная сестра М.! Много лежит у меня твоих писем. Но гораздо больше у тебя скорбей! Чтож я с ними сделаю? Сам сый немощен и грешен? Я тебе говорил, как и сам себе всегда говорю: «потерпи! потерпи, дондеже идет гнев Господень!» Ведь не вечно же ты и я будем страдать! Сам Господь устами Давида сказал: «по множеству болезней утешения твоя возвеселиши душу мою». Но М. от утешений не прочь! А болезни нельзя как‑нибудь взвалить на голову матушке! Да, пожалуй, и на голову любимаго батюшки! Только бы эти проклятыя болезни от меня‑то отвязались! Бедная М.! А я так много надеялся на тебя!

А что матушка тебе говорит, прими яко от уст Господних! И Он всемилосердый и любвеобильный наградить тебя за это, т. е. Сам за Себя. Соседок и сожительниц своих полюби и благо думай о них. А не можешь – окаявай себя и вопий ко Иисусу! – N. N. хотя бы и взяла в келлию свою, и… и хотя бы сам Царь Император взял тебя в свой дворец, а крест, тебе назначенный, все‑таки ты сама (а никто другой) понесешь! Ты крестилась, так и неси крест!…

164. В действии молитвы не все понятно для неопытных

Молитву твори, а судить ее–не суди. Не твое дело. Помни ту главу у Марка Подвижника – слово 2–е, гл. 28: «Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовнаго возраста), а иное действие врага похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий». А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться… Скорбей у Бога не проси; а пошлет–терпи.

Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.

165. В молитве полагайся на волю Божию

(Письмо старца Амвросия).

(Начало писано под диктовку о. Амвросия)… Просишь помолиться, чтобы Господь или избавил тебя от болезни, или прекратил бы дни твоей жизни, а более желаешь последняго. Скажу тебе на это, что лучше и полезнее полагаться на волю Божию и молиться так: Господи, яко же веси и яко же хощеши устрой о мне полезное по воле Твоей Святой. Разве ты не читала, что ответил старец брату, вопрошавшему его, от чего душа моя желает смерти; от того, ответил старец, что ты избегаешь скорби, и не знаешь, что грядущая скорбь гораздо тяжелее здешней. А другой старец сказал, что если бы ты знал будущий покой и будущее мучение, хотя келлия твоя была бы полна червей, так что ты стоял бы в ней по самую шею, ты терпел бы сие, не разслабевая (Ав. Дороfея поуч. 12). Поэтому лучше предадимся воле Всеблагого Господа, да устроит он о нас полезное.

Отчаяваться в милосердии Божием ни в каком случае не следует, приводя в пример Евангельскую блудницу, разбойника и мытаря, покаявшихся и получивших прощение от Милосердаго Господа… (Приписка о. Анатолия): это батюшка сам продиктовал тебе в ответ на твое письмо. А я, грешный, тебе писал недавно. Теперь же подтверждаю батюшкины слова, желая тебе спасения.

К игумении N.

166. О послушнице, впавшей в недоумение и о бывшем при о. Макарии случае

Ваше Высокопреподобие, всечестнейшая и досточтимейшая матушка N!