Творения

Но если же вы, предавшиеся мне Господа ради, моим нерадением или послаблением поживете со имением веществолюбиво и страстно, а не духовно, в нестяжании и бесстрастии, то и вы, а преимущественно я осужден буду. Того ради, простите, не смею иное что сказать вам, но только что Сам Господь сказал Своим ученикам: если не отречетесь всего своего имущества, жены и чад, и души своей, и не возьмете креста своего, не мо­жет быть Его учениками (См.: Лк.14, 26-27,33). Так же и вы, если не отвергнете от себя всего земного пристрастия и не уготовите себя на всякое страдание Христа ради, то не можете быть ученицы Христовы. Но и я грешный (простите) без такого вашего обещания не могу вас принять.

Если же все имущество ваше предадите Богу и так с нестяжанишем воспримете жить, то хотя в чем либо как люди и погрешите пред Богом, но благодать Его не попустит вам погибнуть, ибо всякое преткновение и погрешность вашу бу­дете возвещать мне и возлагаться с верою на мою волю, и чрез то оправдаетесь пред Господом. Но и я грешный помощью Божиею (и с советом моего Старца) буду возвещать вам подо­бающее к достижению иноческого совершенства и несомненному спасении, чрез что вы, как истинные послушницы, отвергнув все земное и тленное, безбоязненно и свободно прейдете от вре­менной жизни к вечному блаженству, уготованному Господом возлюбившим и послужившим Ему богоугодно.

Святой же Каллист говорит, что не предавшиеся как чрез канавы скачут и много сеют, но увы! Вместо пшеницы плевелы пожинают.

Такой, по слову святого Лествичника, не печется отвечать Богу за себя, так как спросится отец о нем, ибо делает не свое, но что отец повелевает. Следовательно, отец за него и отвечать будет. А святой Григорий Синаит говорит: «Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран. Предпочетший в вере и простоте действовать сим ножом, паче всех других, за раз отсек все страсти, и в безмолвие не только доспел, но чрез послушание и совершил его вполне, обретши Христа, и подражателем Его и рабом сделавшись, и именуясь». И еще же он говорит: «Малая и великая (длинная и короткая) лествица послушническая имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая отречение (от мира), вторая – подчинение (вступление в обитель с обетом исполнять уставы монашеские), третья – послушание (подчинение на деле, в жизни), четвертая – смирение, пятая – любовь, которая есть Бог. – Отречение от ада возводит лежащего и порабощенного освобождать от вещества. Подчинение обретает Христа и Ему служит, по слову Его: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Христос же где? – На небесах, сидит одесную Отца. Там должно быть и служащему, где Тот, Кому он служит: сие да помнит полагающий ногу на первую ступень восхождения по указанной лествице. Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой лествицы возводит его горе к небесам, предает царице добродетелей – любви, и ко Христу подводя, представляет Ему. Так пол короткой лествице удобно восходить на небеса послушливый». И далее его же: «в царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения. Это суть члены и части непокоривого беса, поглощающего лживых послушников и отсылающего их в бездну к змию: преслушание – уста ада, прекословие – язык его, яко меч острый, самоугодие – зубы его изощренные. оправдание – гортань его, высокое о себе, препровождающее в ад, мнение – отрыгание всепоглощающего чрева его. Но кто препобеждает первое послушанием, тот и прочее за раз отсекает, и на небеса быстро востекает одной степенью. Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одной добродетелью, или лучше одной заповедью можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад» (Добротолюбие, т.5).

Самовластно живущие, покажетесь не только не угождающими Богу, но и сопротивляющимися Его воли, ибо по благоволению Его, и на Небеси и на земли меньшие большему повинуются, и Сам Господь образ оставил нам Своего послушания. Если же скажете, что поэтому и мирской власти повинуясь, будет спасение? Будет, конечно, спасение, если только не противно закону и правилам Святой Церкви будет повиновение.

Если скажете: так зачем идти в иночество? Ответ: того ради, чтобы приближнее к Богу поживете, не имея попечения о земном, но весь ум и все свое старание вперяя к небесным. Если же не так поживете, то всуе будет исшествие ваше из мира. Посему то и нужно предаться в окормление такому отцу, который искоренил бы все ваши страсти и прихотные пожелания, разрушил бы и пресекал сплетение ума вашего земными вещами и охранял бы вас от всякого диавольского пленения и обладания. Если же страстному вождю себя вручите, то, по слову святых отцов, не Евангельскому, но диавольскому научитесь житию, ибо слепец слепца водя, «оба в яму упадут» (Мф.15,14). Но прилепитесь к боящемуся Бога, тот и вас научит бояться Бога.

class="postLine">Если поживете так со смирением, терпя Господа ради, то поистине причтены будете к спасаемым, и помалу привыкши к отсечению своей воли, прочее без понуждения сами так возжелаете жить, и мне вас таких, склонных к повиновению, оставить будет непростительно. И Бог будет вами прославляться, и прочие многие, увидя вас столь любомудренно живущих, возбудятся и возжелают сами иноческого жития.

И так пришедшая к вам, хотя самая порочнейшая и страстнейшая, сожительствуя с вами и усмотревшая ваше по Богу подвижничество, соделается и сама, как Ангел Божий, чистая и непорочная.

Того ради и желаю, при помощи Божией, вас первоначальных управлять неослабно, чтобы и прочии, вступающие в ваше единение и сообщество, подражая вам, были бы так же под­вижницы и приходили бы в безстрастие. если же вам попущу некие слабости и прихоти, то и другим возбранить будет не возможно, и тогда устроится не монашеское богоугодное общежитие, но некое сборище бесчинных и своевольных. Но до се­го не допусти мне, Господи! Лучше хочу умереть, нежели завести вами житие, противное Богу и святым правилам, преданным Его угодниками для желающих иночествовать.

Для того то Господь и попустил разным житиям быть, чтобы не могущий и не желающий иночествовать в мирской и суп­ружеской жизни работали Ему и благоугождали различными добродетелями, а усерднейшие пусть вступают в иночество. Совершеннейшие же да вдаются на жесточайшие подвиги или ко­нечное безмолвие.

Того ради и снова говорю, что не попущу никаких прихотей и самочиний, и не попущу вам приять в ваше общежитие самых ближайших родственниц, которые не от всей души желают подражать вам, или юности ради не могут, и не понимают, сколь осторожно должно жить в иночестве. Ибо хочу при помощи Божией завести вами монашеское общежитие, а не бо­гадельню, но и боюсь осуждения от Бога, если для неусердствующих и немогущих нарушу предания святых отцов и ос­тавлю мое безмолвное житие.

Таких миролюбивых и пристрастных к житейскому за ближних и единодушных признавать не должно, и даже не печься о них, хотя были бы и родственницы по плоти. Ибо они еще живы, а вы умерли миру: они части мирской, а вы духовной. С таким можно только поговорить, наставить и, не удерживая ни­мало, отпускать, ибо не волящие и Богу не угодны. Все такие еще не увидели себя и не печалятся о грехах своих, если хотят жить своевольно и отрадно: еще не возлюбили духовное и чистое житие и целомудренное, если любят беседы и свидания с мирскими. Таким, простите, жить с вами отнюдь не смею попустить, ибо вы сами при конце жизни вашей станете укорять и обвинять меня, если я не буду ныне осторожно охранять вас от всяких вин и вещей соблазнительных, привлекательных на слабость и падение.

Которые истинно желают жить вместе с вами, не должны ни в чем сопротивляться, но покоряться во всем и согласовывать в точности по моему завещанию. Если же захотите принимать родственниц ваших, которые не могут или не желают подобно вам терпеть, то как может быть между вами мир и согласие в жизни? Ибо каждая о своем станет печься и делать различные послабления и снисхождения, а чрез то неминуемо станете упрекать одна другую, и разрушится между вами духовное единодушие. Но и они, малолетние и слабые, друг друга упрекая, не смогут навыкнуть воздержания и терпения. Сего ради и должно таким позволить только посещать вас, чтобы они, наслушавшись ваших советов и наставлений и примечая житие ваше, могли бы прежде по домам своим приобучать себя и готовиться к житию иноческому, и тогда уже последовать вам и соединиться с вами.

Такое ваше повиновение и послушание сподобит вас быть подражательницами Господу, Который послушал Отца Своего даже до смерти крестной. И Он, Господь наш, по благости Своей, за это рабство ваше, любви Его ради, подаст вам благодать Свою господствовать над страстями греховными и похотями богопротивными и чтобы могли вы презреть все прельщающее в мире этом. Единым словом, уподобитесь прежним древним святым матерям, и в новой Евангельской благодати просиявшим. Если же не захотите от всего отречься и предать себя в повиновение, то подобны будете им, о них же мы в неизвестии, если угодили Богу или нет. То не блаженнее ли по известному и надежному пути управлять себя, нежели пускаться в неизвестный и опасный? Ибо о предавшихся в повиновение единогласно святые все отцы извествуют, что незаблудным путем идут ко Господу, и именуют таких, в послушании терпящих, исповедниками.