Творения

Слово 10. О наставниках

Всякий начальник или игумен, поставленный званием Божиим и властью начальства, принявши жребий такого богослужения, должен сносить и терпеть немощи братий. Старцем же, уединенно живущим и немощным, святые отцы повелевают от непокорных вскоре отлучаться и говорить: «спасая, спасай свою душу». От послушных и повинующихся убеждают не отклоняться.

Начальствующий же отец, если не терпит брата падающего и кающегося и не прощает ему, если бы было и до семьдесят крат седмерицею, по заповеданию Христову, то и сам, падая и погрешая пред Богом, да не ждет себе прощения и отпущения. Необходимо же лучше брата падающего поддерживать, увещевать и воспламенять душу его к раскаянию, сокрушению и подвигам, а не отвергать и не отдалять от себя, так как если сам брат не отбегает, но держится отца, то, следовательно, хочет спастись. И такого душу взыщет Господь от отца, и горе ему, если не прилагает всевозможного старания о братнем спасении.

Блажен отец и начальник, который терпит братий до конца и вседушно печется об их исправлении и спасении. Такой сам и без великих подвигов примет венец жизни и дерзновенно скажет Христу: «Господи, я тьмократно был оскорбляем и смущаем от братий, но, покоряясь повелению Твоему, прощал и не отвергал их от себя, тем же и меня, бесчисленно согрешившего, оскорбившего и прогневавшего Твою благостыню, не отрини и помилуй».

Да и нет никакой праведной вины, что бы отцу смущаться на брата, ибо если падает и погрешает, то погрешает пред Богом; отцу же худым и слабым житием своим не может нанести никакого вреда, только воздаяние за терпение. Если же сам отец чрез него повреждается (т.е. гневается или обижается – ред.), то да познает и восчувствует, как сам еще недугует (болеет душой – ред.), и да молит Господа ниспослать ему свыше благодать Свою и милость; сам же не должен отлучаться и отдаляться от братий. А также и живущего при нем уче­ника и послушника отнюдь не должен отдалять и отвергать, если бы и различные причинял ему досады и оскорбления, по примеру того философа (Сократа), который, взяв себе жену негодную и зло­нравную, и к вопрошающим его, почему такую взял и держит, отвечал: «чтобы научиться терпению».

Ты же, о, пастырю и наставниче! Не должен ли более долготерпеть и все усилия прилагать об исправлении и спасении каждого брата? Ибо Господь наш «милости» хочет, «а не жертвы» (Мф.9,13), а потому за пост, бдение и изнурение и прочие пустынные (доб­ровольные) подвиги судим и порицаем не будешь, но за братст­во, вверенное от Бога, если вознерадишь, то примешь суд и осуждение.

Слово 11. К наставнику, да не оскорбляется на послушника

Если брат или ученик предлагает отцу о некоей вещи с желанием и намерением добрым, по своему мнению, изобретая лучшее, (при этом) сам же не верует своему разуму, но возлагается на волю и хотение отца своего и желает только показать свое усердие, то неправедно отцу на такого ученика негодовать, если бы он и не правое что-то предложил, но должно с отеческою любовью исправить его неправое мнение и внушить о его ошибке; усердия же его не отвергать и не связывать его сво­боды и простосердечие. Ибо если ученик заметит, что отец не благосклонен к нему бывает за слова его, то будет бояться и опасаться что-либо возвещать; но и горячей вседушной любовью к отцу за гнев его привязан быть не может, так как при гневливом отце должно брату как рабу жить и обращаться. Но так свирепо обходиться с послушником — не отеческой любви знамение, но властительства над рабами. Но и рабу позволяется о всем извещать. То неужели и рабской свободы покорного ученика не удостоить? Такое же обхождение здравым разумом не приемлется.

Поэтому тот есть добрый отец, который благосклонностью своею подает ученику дерзновение быть свободным в откровении всех своих чувств и помышлений. Благоразумною же своею строгостью отсекает в нем своеволие, угашает желание его хотений и пристрастий, обуздывает излишнюю вольность, возбраняет прекословие, и отеческим своим вниманием и наблюдением внушает к себе любовь и уважение. Истинный же послушник со смиренным повиновением, правдиво, без опасения обо всем извещает, готов будучи с любовью во всем повиноваться.

Послушник, подающий совет начальнику (или игумену), так должен думать о себе, если бы самый малейший брат, увидевши воров и злодеев, шел поведать бы игумену, указывая и советуя с которой стороны (удобнее) зайти и одолеть воров, и радуется о том, что своего любимого отца и начальника избавил от опасности (которую хотели нанести ему воры). Такого ради охранения, не думаю, чтобы игумен вознегодовал, почему малейший брат дерзнул предостерегать его и подает совет, как победить воров. Чрез это он не может подумать, чтобы брат этот хотел над ним преимуществовать, но более обязан его возблагодарить и возлюбить за такое его усердие и ох­ранение. Если же презрит и не поверит ему того ради, потому что есть малый и неключимый, то не сам ли своему бедствию повинен будет?

Духовному же отцу должно все свои тайности открывать верному и усердному ученику. Первое: потому что он к отцу есть очень сильно привязан любовью и верен во всем, и никому не откроет. Второе: ученик много будет получать пользы, т.к. познает чрез это любовь и благосклонность отца к себе. Третье: не для того объявлять ученику, чтобы послушать и склонным быть на слова его, но может быть некий и полезный ответ услышит от ученика на свои слова. Если ж увидит отец в ученике нечто несогласное с его совестью, такое да отвергает и чрез то в ученике заблуждение его исправит. ­Если же отец, может быть за совершенство свое и видя непогрешительное свое умствование, утаить захочет, то осужден будет от Бога, хотя вся деяния и помышления его правы суть, так как презирает и лишает пользы усердного брата и ученика, могущего своим откро­вением вразумлять его малоумие.