Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Всё происходит по промыслу Божьему

Что же такое Провидение? Это одно из коренных свойств Божьих — видеть все происходившее, происходящее и собирающееся происходить в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботу о сохранении своих творений и разумном управлении явлений, ими производимых ими производимых по непреложному закону причин и следствий..

Святой Иоанн Дамаскин об этом говорит так: "Провидение есть Воля Божественная, которой все содержится и все разумно управляется." Для наглядного уразумения сущность этого положения раскроем подробнее.

Бог от века предвидит, каким образом каждый сотворенный предмет (живое существо или вещь) создан и для чего предназначен. Вместе с тем Он предусматривает, какие препятствия или неудобства могут при этом встретиться. Для устранения этих препятствий Всеблагий Бог благоволил избрать и указать те средства для помощи человеку, с которыми бы он мог достичь своей цели (предназначения). Все это Бог установил с самого начала создания мира и необъятной Своей силой произвел в дело. Итак, в Божественном Провидении, по словам святого Дорофея, содержится источник и начало всякого добра. Это открыто и известно каждому разумному человеку. Об этом говорят выражения: следуй за Богом; не противоборствуй Богу; предоставь Вышнему промысел и попечение о себе; помни, что Бог усмотрит — все эти истины содержатся в священном Писании, а у древних людей выражались в повсеместных обычаях, поговорках и преданиях.

Провидение же Свое Бог обнаружил нам с самого начала (мира) в событии всемирного потопа, в истреблении огнем Содома, в чудесах Египетских, в манне небесной для пропитание стольких тысяч Иудеев, в виду которых дал им закон, и обнаружил при этом собственное Свое присутствие перед всем собранием народа (в провозглашении десяти заповедей с горы Синай). Бог Сам их вел из Египта — Он "шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью" (Исход. 13:21). Послал им бесчисленное множество перепелов в пищу, даровал им знаменитые победы над врагами. Что Бог имеет провидение и попечение о всем созданном Им — это не подлежит никакому сомнению. Сама Премудрость говорит: "Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех" (Прем. Сол. 6:7).

Дабы мы могли искренне укоренить в сердцах своих познание о провидении и попечении Божьем об нас, предлагаем о нем основные истины: "ничто в мире не бывает случайно или по слепому счастью."

Если мы рассматриваем какие бы то ни было происшествия и явления не вникая в их причины и последствия, то нам многое кажется случайным, т. е. нашим счастьем или несчастьем. Если посмотрим на них с истинной точки зрения, т. е. судить будем о случающемся в мире, по разуму Божьему, то увидим, что в мире нет ничего случайного, что происходило бы без воли, провидения и Промысла Божьего. Попечение Божье безгранично и обнимает все. Всемогущий Бог, в одно мгновение, одним незаметным движением ока проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и сокрытое в преисподних местах. Ничто не бывает без причины. Справедливо сказал Иов: "Я обращаюсь к Богу, и предаю дело мое Богу, который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа" (Иов. 5:8, 9). "Он все рассмотрел, все расположил мерою, числом и весом" (Прем. Солом. 11:21). Таким образом во всех делах Божественного правления сияет дивное Его провидение и попечение, которое не только господствует (распоряжается по своей власти) во всех созданиях, но присуще им, и пребывает в них. А мы, слепые, думаем, что многое в мире бывает по слепому случаю, тогда как все без исключения происходит по предвечному совету Божьему (по рассмотрению), по благоволению и провидению Его.

У Бога случайностей нет

Справедливо сказал Августин: "все то, что мы, не понимая, считаем происходящим случайно, неразумно, и без всякого Божьего распоряжения, совершается по Божьему устроению."

Объясним это примером: Господин посылает двоих слуг в одно и то же место, но различными дорогами, не сказав об этом ни одному, ни другому. Встреча их в том месте есть случайная по отношению к слугам — они не думали встретиться друг с другом, но не случайная по отношению к господину. Другой похожий пример: бедный человек случайно находит клад (закопанное сокровище, деньги). Но для Бога, благоволившего, чтобы сокровище было там закопано и чтобы этот рабочий нашел его и обогатился — это уже не случайность, но Божье отеческое провидение, обогащающее бедняка. У Бога не бывает случайностей без всякого исключения. Поэтому не следует думать, будто-бы что бы то ни было человеческое совершается неразумно, случайно, но все происходит по вечному закону, который установлен от века всеведущим Создателем.

Часто мы обманываемся в том, что называем случайностью то, в чем открывается высочайшая Божья Премудрость и Провидение. Приписывающие что-либо счастью (фортуне) отрицают Божье провидение. Не случайно произошло, чтобы разбойники бросили со страху труп убитого ими человека в гроб Елисея, где брошенный, коснувшись костей Елисеевых, тотчас ожил. Не случайно Моисей был положен в осмоленную тростниковую корзину и пущен на воду, где нашла его дочь Фараона и усыновила. Не случайно Ахаав, царь израильский, был поражен стрелой, пролетевшей между швов панциря, хотя и случилось это действительно по неведению пустившего стрелу воина (см. Паралип. 18:33). Истинно же эта стрела направлена была рукой Божьей, как и та, которая поразила Иулиана отступника, только для пустившего ее было это случайностью.

Не случайно воробьи влетели в дом Товита и лишили зрения добродетельного мужа (испустив на глаза помет; Товит. 2:10). Это последовало по распоряжению Божьему с тем, чтобы показать образ его терпения в пример последующим родам и видно из слов Ангела, спутника Товии, сказавшего ему: "это было угодно Богу, дабы испытать твое терпение." Случайно ничего не бывает. Не случайно было повеление Кесаря Августа сделать перепись народа во время Рождества Христова (Лук. 2:1, и проч.). Не случайно встретился Христос и беседовал с Самарянкой при источнике Сихарском. Все это было предусмотрено и записано в книгах Божественного провидения еще прежде всех веков.

Причины допущения Богом бедствий и обид откроются в судный день

Когда святые мученики Киприан и Иустина (память их 2(15) окт.) осуждены были на отсечение им голов за веру во Христа, и ведены были на место казни, некто Феоктист, едучи на коне, сказал: "несправедливо осуждены эти люди." Судья Филикс велел тотчас же стащить его с коня и вести на казнь вместе с мучениками. "Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая!" (Пс. 35:7). Упомянутая встреча, по видимому, произошла случайно; но это провидение Божье.