Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Ибо тот, который старался многократно злобно погубить Давида мечом Филистимлян, был сам окружен многочисленным их войском, был отвержен Богом, обратился к волшебнице в противность заповеди Божьей. Она вызвала душу умершего уже пророка Самуила (в живом его образе), который воэвестил Саулу скорую и неизбежную его погибель, когда он, не имея мужества ни избежать, ни перенести ее осуществление, воткнув свой меч в землю рукояткой, упал на его острие и таким образом сам лишил себя жизни (смотри подробности этих событий в 1-й кн. Царств гл. 18–31).

Наказание и месть нарушителям закона Божьего — неизбежны. Саул сам себя предал смерти, чтобы избежать вражеского посмеяния, бесчестия, поругания, и укоризн. Однако не избежал всего этого после гибели, ибо Филистимляне отрубили голову от мертвого тела его, тело бросили зверям и птицам в снедь, а голову носили с поруганием и насмешками по всей Палестине!

О Боже! Никто не укроется от Твоего провидения и не избежит Твоих судеб. Тот же Саул не исполнил Божьего повеления истребить Амаликитян, и из-за этого навлек на себя безмерные бедствия и саму смерть. Как на верных весах все измеряется равновесием и перевесом, так у Бога все — правдой (Притч. 16:11). Провидение Божье обнаруживается с величайшей мудростью: обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но с другой стороны и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то подумали бы многие, что никакого провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Свое провидение. Когда же других не наказывает тотчас же по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в нынешней. На этом же основании одних праведников избавляет от бед и нападений, а других предает в руки безбожников для истязаний и мук.

Все же совершается Богом премудро и весьма предусмотрительно: так Он трех еврейских отроков в раскаленной Вавилонской печи сохранил невредимыми от огня, семь же братий Маккавеев попустил Бог Антиоху замучить насмерть: как первое, так и второе было и справедливо и предусмотрительно.

Верный Богу переносит всё

Подобным образом мудро направляются все противоположные явления, встречающиеся в настоящей жизни провидением Божьим. Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и к нашему благу — попускает сами грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших непостижимых таинственных дел своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяния есть свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному провидению.

Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силен и добр, что из всякого злого дела не производил бы доброго последствия. Скажи, по совести: когда в мире появлялось лютейшее и большее зло, чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя (нового Адама)? Однако первородный грех низвел Адама с неба на землю для восприятия на себя тела человеческого. Смерть же Христова отворила нам небо и возвратила все потерянное нами в Адаме. Превысочайший Бог является одновремненно и мудрейшим художником, превращающим всякое злое действие в побуждение (причину) к произведению наилучших последствий, подобно тому как из грубой массы добывается золото. Любящим Бога всё поспешествует во благое (Рим. 8:28).

Согрешения Магдалины послужили многим поводом к исправлению себя; падение Петрово — бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине Воскресения Христова. Отсюда обнаруживается величайшая Божественная слава: "жну, чего не сеял" (Лук.19:22): Бог не посеял грехов, однако от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог питает медом из камня и елеем из твердой скалы (Втор.32:13), когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.

Таким же образом провидение Божье бодрствует о нас и обо всем полезном для нас, и бодрствует неупустительно так, что и малейшие стеснения телесные наши не оставляет незамеченными у себя. Вследствие этого каждый из нас при своей телесной невзгоде должен рассуждать: болезнь эта (или другая невзгода) произошла или от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или же произошла от чего либо другого, во всяком случае она не без Божьего провидения приключилась, которое определило ее соответственно моим силам. Так что ее начало, ее тяжесть (ослабление иди усиление) зависят от Его провидения. Равным образом от провидения Божьего зависит способ врачевания и исцеления ее: оно вразумляет врача и указывает на средства для излечения, или же противодействует всему по устроению и воле Божьей.

Ибо "доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа" (Сирах. 11:14). Таким же образом необходимо рассуждать во всех приключениях бывающих с нами, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя? Знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божьего провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно разъяряешься? Так точно размышляй и о всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число (количество), тяжесть, продолжение, и окончание предусмотрено Богом.

Поэтому покорись промыслу Божьему, говоря с псалмопевцем: "Я стал нем, не открываю уст моих" (Пс. 38:10). Да будет воля Твоя, о Боже мой, по Твоему провидению и попущению все это устроилось. А так как Ты это сотворил, то я был бы нечестивым беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак святой воле Твоей, о Боже мой, во всем повинуюсь, с благодарностью приемлю и терпеливо претерплю все от Тебя низпосылаемое.

Все сказанное здесь подтверждает святой Климент Александрийский, говоря: "Все, о чем сказано было выше, познал и благоразумно обсудил тот, кто верен Богу и исповедует ту истину, что все в мире управляется и направляется к добру, а потому несмущенным сердцем мужественно переносит все, приключающееся в жизни. Истинно благоволением Божьим, но не разумом человеческим, часто очень ошибающимся, все направляется к наилучшему концу. Бог же иногда самыми ничтожными средствами псполняет свои предопределения безпрепятственно: "Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю" (Исаии 46:9-10).

Уединившись с Богом, погрузимся в глубину Провидения Его

Означенное выше рассуждение о Божественном провидении, повторяемое повседневно, устанавливает в душе глубочайший мир, и человеческую волю преклоняет к воле Божьей и покоряет ей. О как это сладостно и покойно! Ибо вручивший себя во всем Божьему провидению всецело пребывает свободным от всяких печалей и искушений: "будет, по слову Исаии, жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных" (Исаии 32:18).