Iliotropion, or Conforming to the Divine Will

Согрешения Магдалины послужили многим поводом к исправлению себя; падение Петрово — бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине Воскресения Христова. Отсюда обнаруживается величайшая Божественная слава: "жну, чего не сеял" (Лук.19:22): Бог не посеял грехов, однако от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог питает медом из камня и елеем из твердой скалы (Втор.32:13), когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.

Таким же образом провидение Божье бодрствует о нас и обо всем полезном для нас, и бодрствует неупустительно так, что и малейшие стеснения телесные наши не оставляет незамеченными у себя. Вследствие этого каждый из нас при своей телесной невзгоде должен рассуждать: болезнь эта (или другая невзгода) произошла или от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или же произошла от чего либо другого, во всяком случае она не без Божьего провидения приключилась, которое определило ее соответственно моим силам. Так что ее начало, ее тяжесть (ослабление иди усиление) зависят от Его провидения. Равным образом от провидения Божьего зависит способ врачевания и исцеления ее: оно вразумляет врача и указывает на средства для излечения, или же противодействует всему по устроению и воле Божьей.

Ибо "доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа" (Сирах. 11:14). Таким же образом необходимо рассуждать во всех приключениях бывающих с нами, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя? Знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божьего провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно разъяряешься? Так точно размышляй и о всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число (количество), тяжесть, продолжение, и окончание предусмотрено Богом.

Поэтому покорись промыслу Божьему, говоря с псалмопевцем: "Я стал нем, не открываю уст моих" (Пс. 38:10). Да будет воля Твоя, о Боже мой, по Твоему провидению и попущению все это устроилось. А так как Ты это сотворил, то я был бы нечестивым беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак святой воле Твоей, о Боже мой, во всем повинуюсь, с благодарностью приемлю и терпеливо претерплю все от Тебя низпосылаемое.

Все сказанное здесь подтверждает святой Климент Александрийский, говоря: "Все, о чем сказано было выше, познал и благоразумно обсудил тот, кто верен Богу и исповедует ту истину, что все в мире управляется и направляется к добру, а потому несмущенным сердцем мужественно переносит все, приключающееся в жизни. Истинно благоволением Божьим, но не разумом человеческим, часто очень ошибающимся, все направляется к наилучшему концу. Бог же иногда самыми ничтожными средствами псполняет свои предопределения безпрепятственно: "Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю" (Исаии 46:9-10).

Уединившись с Богом, погрузимся в глубину Провидения Его

Означенное выше рассуждение о Божественном провидении, повторяемое повседневно, устанавливает в душе глубочайший мир, и человеческую волю преклоняет к воле Божьей и покоряет ей. О как это сладостно и покойно! Ибо вручивший себя во всем Божьему провидению всецело пребывает свободным от всяких печалей и искушений: "будет, по слову Исаии, жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных" (Исаии 32:18).

Потому один Богодухновенный отец (Авва) говорил обыкновенно: "не будет человек иметь покоя в своем сердце, пока не уединится от всего, говоря: я и Бог только одни в целом мире." А блаженный Августин выразился: "о Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько старательности (тщания) как если бы об одном только этом человеке заботился; так и о всех, как о каждом." Святой же Григорий сказал: "так Бог печется о каждом, как всех вообще имеет в виду, и так же обо всех промышляет, как бы только об одном."

Так и о тебе, читатель, печется и блюдет провидение Бог, как бы Он больше не имел ни о чем другой заботы. Многочисленность народа, о котором печется Бог, не смущает Божьего провидения, ни отягощает — для Него попечение об одном человеке таково же, как и о безчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семью человеками семейства его, или об одном Адаме в Раю, так и теперь обо всех равное имеет Бог попечение и промысел.

К этому своему Хранителю и надежному попечителю пусть каждый взывает: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (Песни песн. 2:16). Я почитаю Бога и содержу все Его повеления так, как бы ничего другого не было в мире, о чем имел бы я необходимость заботиться и помышлять. И взаимно, мое спасение находится в Божьем попечении и хранении до такой степени тщательном, как будто бы кроме одного меня не было в мире ничего другого, о чем бы заботиться нужно было Богу. Он весь принадлежит мне, а я — Ему. Он Господь, управляющий мной, а я покорный раб, готовый исполнять все повеления своего Господа — ибо Он постановил со мной такое совещание: помышляй ты обо Мне, Я же буду взаимно о тебе безпрестанно промышлять (заботиться о твоих потребностях): — забудь ты самого себя, всегда же помни только обо Мне, так и я буду помнить обещание мое, и иметь о тебе всегдашнее попечение.

Истинно Бог в милости и щедротах — всеобъемлющ. Он провидением Своим охраняет и спасает также всех вообще, как и каждого порознь. "На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых" (Прит. Сол. 15:3). "Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его" (Там же 5:21). О если бы мы послушно погрузились в недосягаемую глубину Отеческого провидения! Каждый с непоколебимой уверенностью мог бы сказать о себе: Господь мой хранитель, я не буду оставлен в скудости и опасностях, Господь сохранит меня и во всем обеспечит (Пс. 22:1–2).

Если любим покой души, если желаем надеяться на Бога, если желаем жить во всем по воле Божьей, то необходимо нам всегда иметь перед очами провидение Божье: чем сильнее будем уповать на провидение Божье, тем усерднейшими сделаемся исполнителями воли Божьей.

X. Маловерие людей

Ни об одном предмете так часто не напоминал Христос Господь своим ученикам как о маловерии. Он предостерегал всех от маловерия не только словами, но и множеством фактов, удивительно доказывающих силу веры и бессилие недоверия или сомнения в Божьем покровительстве и спасении от опасностей.