My Life in Christ
946. Следующее убеждение да будет всегда присуще твоему сердцу: все мы — люди — едино (братия), и для всех нас все — Бог, всеблагой, всемогущий, неоскудевающий Источник; но и во всех также может действовать и действует диавол, враг рода человеческого, коего зло, производимое в людях, надо побеждать добром, терпением, кротостью, снисхождением.
947. Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается.
948. Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех.
949. Согрешил ли я — Господь очищение мое; уныл ли, мрачен после греха, от оскорблений врага — Господь уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, славя Тебе! (Сый, т. е. Сущий)
950. Дух Святый, подобно воздуху, все наполняет и все проникает: везде сый и вся исполняяй. Кто усердно молится, тот привлекает в себя Духа святого и молится Духом Святым.
951. Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их [Мф. 18, 20]. Отчего преимущественно двум или трем обещается соприсутствие Божие? Оттого, что там, где двое или трое собрались во имя Христово, — Церковь, единение веры и любви, там взаимная любовь. О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою [Иоан. 13, 35].
952. Душе истины, т. е. всего мыслимого истинно. Все мысли истинные — дыхание Духа Святого. Истина так проста, легка и удобна и животворна для человека, как мысль, как дыхание.
953. Верь и уповай, что как легко тебе дышать воздухом и жить им или есть и пить, так и еще легче вере твоей получать от Господа все духовные дарования. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питье.
954. Тебе, пастырю людей, Господь дал увидеть, как лют волк мысленный, для того, между прочим, чтобы ты и сам всеусиленно спасался от его когтей и пасти и спасал врученных тебе Богом овец. Отселе начни же поучать их с особенною силою, по подобию, как Господь учил, и показывай им, как ловит их непрестанно мысленный этот волк и чрез что он ловит, как льстит нашей чувственности, чтобы тем удобнее и охотнее мы грешили, как многие не понимают его льщения, как охотно служат ему, напр., в чревоугодии, объедении, пьянстве, блуде и прелюбодеянии, в сребролюбии, гордости, тщеславии, злобе, зависти, в кощунстве, лености, сквернословии, пустословии, смехе, страсти к нарядам, к пляске, в страсти к театру, к картам и проч.
955. О нарядной, чистой одежде телесной все хлопочем, стараемся все принарядиться со вкусом и изяществом, а об одежде нетленной, которая вся осквернена грехами и в которой всем подобает явиться к Судии-Богу, кто помышляет? Кто измывает ее слезами покаяния, делами милосердия, украшает постом, молитвою, бдением, богомыслием?
956. Во вся дни наша возвеселихомся, и возрадовахомся за дни, в няже видехом злая [Пс. 89, 14, 15]. Милосердый Господь, наказав нас, потом милует нас милостью временною и вечною. Долго иной больной мучится болезнью, как от злого тирана, но зато в этой болезни душа как злато очищается, и человек тот получает свободу чад Божиих и удостаивается вечного покоя и блаженства.
957. Без искушения и железо обыкновенное кажется сталью, и латунь и жесть серебром, или смешанное серебро чистым серебром, и бронза золотом, или смесь золота с землею чистым золотом и обыкновенное стекло алмазом, но испытание показывает настоящее их достоинство. Так и с людьми бывает. По виду многие кажутся кроткими и смиренными, милостивыми, добрыми, простыми, целомудренными, верующими и проч., а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, и нечисты, скупы, жадны, завистливы, злопамятны, ленивы и проч. Искушения же бывают чрез лишения и потери, скорби, болезни, бесчестие, и выдержавший искушение надежен для Царствия Божия, а не выдержавший ненадежен, потому что в нем остается большая примесь зла.
958. Живите (и ты живи), как члены одного тела, как чада Божии, в любви и согласии, в мире и тишине, друг друга уважая, друг другу снисходя, как Господь снисходит нам. Не гордитесь, не завидуйте, не враждуйте, плотские похоти обуздывайте, целомудрствуйте, воздерживайтесь от всякого излишества, будьте неленостны на молитву, дела житейские всегда начинайте краткою молитвою, день и начинайте и оканчивайте молитвою усердною к Богу, Царице Небесной и Ангелу хранителю; за всех молитесь, как за себя, всем желайте добра, как себе, и никому не желайте и не делайте зла.
959. Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают [Лк. 23, 34].