My Life in Christ

1292. О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе Господи, мы члены Твои, мы едино тело, Ты — Глава наш. Господи, да бегут от нас все страсти, да бегут от нас демоны! Господи! даждь нам благодать любви николиже отпадающей! Господи! да оказываем мы уважение и любовь друг другу, как Тебе Самому, как обоженным Тобою.

1293. Как благо будет с Тобою избранным Твоим на небеси, Господи! Как все прелести земные томительны для сердца! Как пагубно для сердца и мгновенное пристрастие к чему-либо земному! А в Тебе какой мир, какая свобода, какое пространство, какой свет, какая радость!

1294. Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу. Слава Тебе, Господи! Господи! да не отторгает меня от Тебя ничто, ничто плотское, вещественное, да буду я всегда с Тобою! Как благо быть с Тобою!

1295. Господи! не лиши меня небесных Твоих благ, ибо Ты Господь и можешь сие сотворить, если восхощешь; Господи, избави мя вечных мук, ибо Ты Господь и это можешь также удобно сделать, если восхощешь; Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших — прости мя, видя немощь души моей. Так, Ты Господь и все можешь сделать для меня, кающегося и просящего благ Твоих.

Да не будет наше название христианин пустым звуком, без силы, но да будем все мы подражателями Христу, Начальнику нашей веры, и Тебе, Начальнице мысленнаго наздания. Да будем все мы, как камни живые, созидающиеся в храм духовный, святительство свято, возносити жертвы благоугодны Богови. О, Владычица, Владычица! да не вотще и всуе мы нарицаем Тебя Владычицей: яви и являй присно над нами Твое святое, живое, действенное владычество. Яви, яко все можеши во благое, яко Мати всеблагая всеблагого Царя; разгоняй мрак сердец наших, отражай стрелы лукавых духов, льстивно на нас движимые.

Спасай же нас, о, Пречистая, Всеблагая, Премудрая и Всеблагомощная! Ты бо еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спасителем, как и самое имя Его есть Иисус, или Спаситель. Нам, странствующим в житии сем, свойственно падать, ибо мы обложены плотью многострастною, окружены духами злобы поднебесными, прельщающими ко греху, живем в мире прелюбодейном и грешном, соблазняющем на грех; а Ты, превыше всякого греха, Ты Солнце пресветлое, Ты еси Пречистая, Всеблагая и Всеблагомощная. Тебе свойственно очищать нас, оскверненных грехами, как мать очищает детей своих, если мы воззовем к Тебе смиренно о помощи; Тебе свойственно подымать нас, непрестанно падающих, заступать, охранять и спасать нас, наветуемых от духов злобы, и наставлять нас шествовать ко всякому пути спасительному.

1296. Аз есмь лоза, говорит Господь, вы же рождие [Иоан. 15, 5], т. е. Церковь едина, Святая, Соборная и Апостольская. Потому-то, как свят Господь, так свята и Церковь; как Господь есть путь, истина и живот [Иоан. 14, 6], так и Церковь, потому что Церковь одно и то же с Господом, есть тело Его от плоти и от костей Его [Ефес. 5, 30], или рождие Его, внедренное в Него — лозу живую, и питающееся от Него и возрастающее в Нем. — Церковь никогда не представляй отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа.

1297. Когда враг приразится к сердцу сомнением в каком-либо слове Спасителя и уязвит тебя, скажи ему внутренне: каждое слово Бога моего Иисуса Христа есть жизнь для меня, и яд сомнения извергнется из сердца, и спокойно и легко будет на душе. Когда же приразится сомнение в каком-либо слове или изречении церковном, в действии, в обряде, скажи ему опять внутренне слово Спасителя о Церкви: егда приидет Он, Дух истины, Той наставит вы (то есть Церковь, Апостолами насажденную и распространенную, особенно пастырей и учителей) на всяку истину [Иоан. 16, 13; ср. 14, 26] и верь твердо, что, по обетованию Спасителя, в Церкви пребывает в век Дух Святый и наставляет ее на всяку истину; значит, в ней все истинно и спасительно, оттого она называется столпом и утверждением истины [1 Тим. 3, 15]. В церковных книгах, в изречениях св. отцов и учителей Церкви, везде дышит Дух Христов, Дух истины, любви, спасения.

1298. Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущей силы Божией, молитва — постоянно благодарственное настроение.

1299. Молитвою часто называют то, что вовсе не есть молитва: сходил в церковь, постоял, посмотрел на иконы, или прежде на людей, на их лица, наряды, — говорит: помолился Богу; постоял дома пред иконою, покивал головою, проговорил заученные слова без понимания и сочувствия, — говорит: помолился Богу, хотя мыслями и сердцем вовсе не молился, а был где-либо в другом месте, с другими лицами и вещами, а не с Богом.

1300. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу [Правосл. катих. Митроп. Филар.], созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для Него всего окружающего нас, пища души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его. Молитва —

Молитва — сообщество с Ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва — исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни; уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами; желание небесных благ; ожидание всемирного Судии, общего воскресения, жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки; хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души, вмещение в сердце всех людей любовью; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему приидем и обитель у него сотворим [Иоан. 14, 23].

1301–1400

1301. Как близка к тебе твоя мысль, как близка вера к твоему сердцу, так близок к тебе Бог, и чем живее и тверже мысль о Боге, чем живее вера и познание своей немощи и ничтожества и чувство нужды в Боге, тем Он ближе. Или как близок воздух к телу и к внутренностям его, так близок Бог. Ибо Бог, так сказать, мысленный воздух, которым дышат все Ангелы, души святых и души людей живущих, особенно благочестивых. Ты не можешь жить без Бога ни минуты, и действительно каждую минуту живешь Им: о Нем доживем и движемся и существуем [Деян. 17, 28].