Собрание писем к монашествующим

137. Прелесть от скрытности и самочиния

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевнаго устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: Господи Иисусе Христе, помилуй мя прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругатися над созданием Твоим, которое Ты искупил честною Твоею Кровию. Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась; да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенною. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевныя, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от ней же да избавит нас Господь.

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

В последнем письме вашем к о. К. писали вы о себе так: «при скудости сил, болезненности ног и слабости зрения едва брожу до храма Божия, и кажется, скоро вынужден буду отказаться от чреды священнослужения и сидеть безмолвно в келлии, знать единаго Бога, размышлять о дивных судьбах Его, и приготовляться, по мере сил, к непостыдной и неизбежной смерти. Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею».

Вот вы сами наконец высказали то, что я хотел вам написать в ответ на последнее письмо ваше, ко мне, в котором выражали желание и решимость сесть в открытый затвор, тогда как Евангельским учением истязуется от нас делание тайное. А во-вторых, и не всегда мы можем соответствовать провозглашенному затвору житием нашим по высказанной выше немощи. Поэтому лучше немощию и прикрывать уединение наше и безмолвное житие. Если в таком случае и не совсем достаточны будем для такой жизни, все-таки не будем строго судимы ни от людей, ни от Бога. Думаю, что самое имя ваше, промыслительно вам назначенное, то есть имя святителя Митрофана, в схиме Макария, указывает на такой образ жизни, то есть на уединение, немощию прикрываемое, а не на яный затвор, который многаго требует от носящаго имя затворника.

Как думаю, так вам и написал, юнейший собрат старейшему, не желая оставить вас совершенно без ответа, с искренним смирением вопросивших меня скудоумнаго и недостойнаго разглагольствовать о безмолвии, тогда как постоянно нахожусь во всегдашней молве.

139. Увещание гордым и самолюбивым

Понеже умножишася между нами горделивии и самолюбивии, и неразумне стужаем друг другу часто безсловесными стремлениями: сего ради нужда бысть сотворити поведание некое о сем в общую пользу, да хотящий вразумитися негли вразумятся и обратятся на полезнейшее.

Господь наш Иисус Христос, указуя нам удобную стезю ко спасению в исполнении животворных Его заповедей, глаголет во Евангелии: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матф. 11, 29-30).

Но горделивые и самолюбивые из нас не хотят подклонить выи своей под легкое сие иго Христово, но добровольно впрягаются в тяжелое иго возношения и гневливости, и чрез то сами томятся и смущаются, и нередко других смущают и отягощают. Св. апостол Петр пишет в послании своем: вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри: не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение: супротивное же благословяще, ведяще, яко на се звани бысте, да благословение наследите (1 послан., гл.3, ст. 8-9). И св. апостол Павел в послании к Евреям говорит: мир имейте, и святыню со всеми, ихже кроме никто же узрит Господа (гл. 12, ст.14).

140. Мнение старца о награждении наперстным крестом.

О переводе книги св. Феодора Студита (1870 г.)

Ваше Высокопреподобие!

Возлюбленнейший о Господе Авво пречестнейший отец архимандрит.