Собрание писем к монашествующим

Начальник нашего Скита теперь иеромонах Анатолий, из кончивших курс в Калужской семинарии, живет в нашей обители 25 лет.

Прежде и он, в числе других, участвовал в книжном деле. А теперь этим занимаются у нас только два скитских иеромонаха, о. Климент, о котором, помнится, я когда-то вам писал, кончил курс в Московском университете, а после получил и магистерскую степень; ведает и гречески и римски, — только не еврейски, а французски и немецки, так как сын немецкаго Московскаго пастора Зедергольма; по окончании курса принявший православие; потом был чиновником особых поручений при оберпрокуроре Св. Синода, покойном графе А. П. Толстом; вот уже 16 лет в монастыре. Другой иеромонах о. Агапит, из кончивших курс в Тамбовской семинарии.

О здоровьи своем не знаю как вам и выразить. Слава Богу, жив; но зимою на воздух не выхожу, а принимаю приходящих в келью; да и так к вечеру от толков очень изнемогаю. А на церковных службах много лет не бываю: не могу выдержать полной службы; попеременно, то зябну, то потею. Но слава и благодарение Богу за все, премудро устрояющему спасение наше, аще хощем, аще не хощем.

Мысленно припадая к святительским стопам вашим и испрашивая архипастырскаго вашего благословения и святых молитв и проч.

142. Учить других исполнять легко, а самому трудно

Новаго в моей жизни ничего нет. Благодарение Господу, что жив я. Но та же старая немощь и то же безсилие телесное и душевное. Онепотребихся до зела! А других не перестаю учить: живите хорошенько, вот так и так! А сам-то живу все кое-как. Нередко приходит на мысль апостольский упрек: научай инаго, себе ли не учиши. Также и слова Саровскаго старца Серафима: других учить легко, как камни с колокольни бросать; и это учение самим делом исполнить тяжело, как камни эти на колокольню таскать. С одной стороны, тесно от сего; а с другой, тесно от горькой участи лукаваго раба, скрывшаго талант в землю нерадения. «Ну вот, сударь, как хочешь», говаривал покойный о. Иннокентий Скитский.

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

В словах об общежитии все, сказанное вами, верно и справедливо, но ввести общежитие, в строгом смысле этого слова, затруднялись и великие настоятели, каковы были преподобные Пафнутий Боровский и Иосиф Волоколамский. В слове же о братолюбии, сказанном вашим преосвященством по поводу устроения больницы в Серпуховском женском монастыре, нам невежественным показалось не все вполне уясненным. Говоря о делах милосердия монаха святителя и монахини настоятельницы, ваше преосвященство изволили умолчать о новых делах милосердия, которыя в настоящее время хотят принужденно взвалить на плечи монахинь частных, простых и даже юных. Устройство женской больницы при женской обители, а мужской при мужском дело христианское и приличное; но кто измыслил брать или посылать из женских обителей инокинь, особенно юных, в общественныя больницы, тому нельзя ожидать благаго воздаяния от Господа, а скорее противнаго, потому что ни в древнеотеческом предании, ни в Св. отеческих Писаниях примеров этому не видим, а напротив, в писаниях препод. Макария Египетскаго (в беседе 27 в гл. 15 по изд. Моск. Акад.) читаем пример разительный, сопротивляющийся новому учреждению. Он повествует, что «некто во время гонения предал на мучение тело свое, был повешен и строган, потом ввергнут в темницу, и что ему по вере прислуживала одна инокиня, и он, сблизившись с нею, бывши еще в темнице, впал в блуд!».

Никак нельзя согласиться с тем мнением, что будто бы дело вполне христианское и полезное посылать невест Христовых, особенно юных, из мирных обителей в общественныя больницы для служения грешным телам, с получением явнаго и неизбежнаго вреда для душ сих служительниц.

Подтвердим свое мнение, кроме многих св. отцов, словами великаго учителя монашества, Иоанна Лествичника, который в 3 ст. в глав. 22 и 23 говорит следующее: как невозможно единым оком смотреть на небо, другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто совершенно не устранился помыслом и телом всех своих родственников и не родственников.

Добрый и благоустроенный нрав великим трудом и подвигом приобретается: но и со многим трудом приобретенное во мгновении потерять можно.

144. О том же

О. Илариону пришла в голову мысль, что вы, может быть, промыслительно переведены на житие в Невскую Лавру, чтобы помогать монашеству, особенно пустынному, так как вам более других сведомы монастырския обстоятельства и положение монахов и монахинь. С этою мыслию соглашаюсь и я. Поэтому, елико мощно будет, помогайте монашеству, обуреваемому извне от видимых неприязненных нападений, а извнутрь от невидимаго борения душевных наших врагов. Особенно постарайтесь отклонить нелепую мирскую мысль, чтобы монахини ходили в больницу для ухода за больными так же, как бы и сестры милосердия. Вы пишете о. Илариону, что этого нет; а мы пишем вам, что это уже есть на самом деле в Москве, и в Туле принуждают игуменью к тому же. Нельзя ли вам как-нибудь сделать, чтобы Петербургский митрополит объяснил это Московскому, который, слышно, против этого; а между тем хождение монахинь в больницы по две из монастыря не прекращается, чему хотят подражать некоторыя барыни и по уездным городам, приступая к игуменьям с тем же предложением.

И из последняго письма вашего видно, что желание ваше хоть когда-нибудь удалиться на пустынное уединение все еще продолжается. Не так давно мне слепотствующему читали историю монашества на Востоке. Во второй части на странице 202, 203 и далее мне показалось замечательным разсуждение старца Иоанна, который сперва прожил 30 лет в общежительном монастыре, потом жил 20 лет в пустыне и наконец опять возвратился в общежитие. Нахожу, что вам при вашем стремлении нелишне прочитать со вниманием его замечательное сказание о жизни пустынной и общебратственной.