Собрание писем к монашествующим

Аминь.

Неизреченно Родивыйся от Девы, помилуй нас студных за молитвы Пречистыя Твоея Матери и всех благоугодивших Тебе!

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения (1871 г.)

Сестры о Господе и матери!

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и вместе с наступающим Новым годом. Воплотивыйся и Родивыйся от Девы да подаст вам и нам по неизреченному человеколюбию Своему, то чесого ради сниде на землю и воплотися. Воплотися, да обновит истлевшее грехом естество наше. Воплотися, да избавит нас от власти мучительства диавола.

С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: «без Мене не можете творити ничесоже».

Из всего сказанного видно, что дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. Мир всем! И духови вашему!

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении (1871 г.)

Мудрствующим о Господе!

К празднику Рождества Христова вместо обычнаго поздравления писал я вам о великом Таинстве великаго сего Праздника. Желал бы и теперь сказать вам что-нибудь о таинственном значении торжества христианских торжеств, т. е. праздника Воскресения Христова. Но по слабости болезненной не имею к тому сил, ни возможности. Разве только вкратце скажу, что ежегодное празднование светлаго праздника Воскресения Христова, кроме собственнаго значения, служит вместе для нас и напоминанием всеобщаго и всемирнаго воскресения, что особенно видно из знаменательных действий Пасхальной утрени.

Первое. В светоносную нощь, после прочтения полунощницы, бывает торжественное исхождение и обхождение храма священнослужителями и всеми верными с возженными свещами, при несении креста и святых икон и звоне колоколов. Явно, что это церковное действие прямо указывает на евангельскую притчу о десяти девах, в полунощи возбужденных воплем: «се жених грядет! Исходите в сретение его! Тогда восташа вся девы тыя, и украсиша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху» (Матф. 25, 1-7), Девы эти — души верующих. Жених — Христос. Ночь — жизнь века сего. Светильники — вера и добрыя дела. — Как евангельская притча, так и торжественное обхождение храма верными при звоне колоколов не изображают ли всеобщее воскресение при конце мира, когда глас трубы архангельской возбудит всех мертвых, и верующие в Господа, подобно Евангельским девам, изыдут в сретение Ему со светильники своими, каждый по достоинству своему.

Второе. Когда совершается это торжественное шествие около храма, двери церковныя затворяются. Верные, идуще видят в храме свет, а на пути пред собою и около себя непроницаемый мрак, и тако приходят в преддверие храма к затворенным дверям. Не означается ли сим, что все воскресшие во всемирное воскресение издали узрят чертог небесной славы, но не все внидут в оный, а только одни достойные, у которых светильники, как у мудрых дев, не угаснут в сретении Жениха — Христа. Остальные же, у которых, как у юродивых дев, светильники угаснут, тщетно будут повторять начало церковного стиха: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь».

Третье.